На прошедшей неделе кандидат от Объединения реформаторских сил Таджикистана Ойнихол Бобоназарова дала интервью «Вечернему Бишкеку» (http://members.vb.kg/2013/10/04/usoseda/1.html), в котором признала, что значимую часть своей программы позаимствовала у "переходного президента" Киргизии Розы Отунбаевой, объяснив, что «иногда не стоит изобретать велосипед».
Для участия в предвыборной кампании в Таджикистане (общение с электоратом, использование СМИ и т.д.), кандидат должен собрать от 210 тыс. подписей, не забракованных Центральной комиссией по выборам и референдумам (ЦКВР), представить необходимые документы и пройти процедуру регистрации. Сбор подписей в поддержку кандидатов, если ЦКВР не продлит этот срок, должен быть закончен в понедельник, 7 октября. К 3 октября в поддержку О. Бобоназаровой было собрано 110 тыс. подписей, и понятно, что добрать необходимые 100 тыс. за столь непродолжительное время непросто.
К моменту выдвижения кандидатуры муаллимы О. Бобоназаровой, мотивация сторон была довольно прозрачна. Выдвижение светской женщины, правозащитницы с ученой степенью и личной приятельницы Джорджа Сороса от оппозиционной коалиции, куда входит также и Партия исламского возрождения, выглядело, с одной стороны, неожиданным ходом, с другой стороны – весьма компромиссным решением. Компромисс состоял, в том числе, и в том, что в результате выборов все получают то, что хотели.
Эмомали Рахмон побеждает нисколько-нибудь опасного соперника, международные правозащитные организации пишут отчеты в головные офисы о своих гендерных и демократических достижениях в Таджикистане, муаллима обретает мировую известность и открывает новые перспективы для руководимой ею синонимичной организации «Перспектива +».
При этом стабильно протестный, а иногда очень громко протестный социум получает новый повод для констатации несправедливости и фальсификации результатов выборов, коррупции избирательных комиссий, использования властями административного ресурса и т.п.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Однако даже при такой прозрачности этой многосторонней мотивации, стороны-участницы как будто нарочно игнорируют совершенно очевидные факты.
Во-первых, партии, относящие себя к оппозиции, возглавляемые людьми с разными политическими амбициями, не могут представлять некую единую реформаторскую силу по определению. И что гораздо важнее – как в одиночку, так и в коалиции, они выражают волю меньшей части электората.
Во-вторых, игнорируется тот факт, что на заведомое поражение обрекают женщину, которая при всей ее активности в определенных слоях общества, далеко не публичный человек, до 65 лет политиком не была и, вероятнее всего, быть уже не собиралась.
Впрочем, теперь обычно весьма рациональная и трезвомыслящая О. Бобоназарова, кажется, и сама начала всерьез воспринимать происходящее и верить в существование шанса на победу, ссылаясь на Р. Отунбаеву как на личный пример.
В-третьих, результаты выборов, которые можно предсказать с высокой долей вероятности, в целом, как бы это ни раздражало таджикистанских оппозиционеров, будут соответствовать воле абсолютного большинства народа, включая трудовых мигрантов. Поэтому изобретать велосипед действительно нет смысла, если сценарий самих выборов и околовыборной активности узнаваем и предсказуем.
Комментарии читателей (0):