25 сентября на заседании Высшего Евразийского экономического совета, проходившего на уровне глав правительств в Астане, премьер-министр Киргизии Жанторо Сатыбалдиев подтвердил намерение своей страны «следовать по пути экономической интеграции на Евразийском экономическом пространстве».
Напомним, что 23 сентября Ж. Сатыбалдиев встретился с председателем комитета российской Государственной думы по евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонидом Слуцким. Во время этой встречи киргизский премьер также заявил, что Киргизия намерена стать полноправным членом Таможенного союза (ТС) и «влиться в единое экономическое пространство», после чего сразу приступил к обсуждению дальнейшего киргизско-российского сотрудничества по реализации проектов в гидроэнергетике и газовой отрасли.
Л. Слуцкий, приехавший в Бишкек для подготовки официального визита председателя Госдумы Сергея Нарышкина, запланированного на начало октября, отметил, что визит С. Нарышкина должен стать знаковым и придать новый импульс для развития отношений двух стран, особенно в области «серьезных преобразований в экономике Киргизии».
В своем выступлении на Астанинской встрече Ж. Сатыбалдиев сообщил, что правительство Киргизии активно разрабатывает Дорожную карту присоединения к действующей договорно-правовой базе ТС, и дал понять, что Киргизия будет вступать в ТС, в связи с чем правительство республики определило свои «основные приоритеты» в процессе этой интеграции.
Под приоритетами Ж. Сатыбалдиев, очевидно, имел в виду список просьб на особые условия вступления. В частности, отметив, что Киргизия в разы беднее стран ТС, и процесс присоединения будет сопровождаться для нее «шоковыми моментами», Ж. Сатыбалдиев заявил о необходимости создания особых механизмов поддержки в виде «специального фонда или другого института развития». Для того чтобы это предложение выглядело убедительнее, глава киргизского правительства сообщил, что такие механизмы существуют «практически во всех интеграционных объединениях в мире». Он также предложил обратить особое внимание на важность оказания практического содействия в создании на территории Киргизии трудоёмких производств и определения перечня товаров, в отношении которых в течение переходного периода Киргизия могла бы применять особые ставки таможенных пошлин.
Учитывая, что еще в июле президент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявлял, что Киргизия вступит в ТС лишь после того, как будут сняты все вопросы, которые беспокоят руководство страны, предпринимателей и общество, из заявлений киргизского премьера следует, что на данном этапе эти вопросы можно «снять», если страны ТС:
- создадут специальный фонд для финансирования издержек вхождения Киргизии в ТС;
- окажут помощь в создании трудоёмких предприятий и сократят, таким образом, объем трудовой миграции из Киргизии;
- одобрят список товаров, по которым в течение нескольких лет будут действовать особые для Киргизии ставки.
Причем, говоря о поддержке стран ТС, Ж. Сатыбалдиев имел в виду, прежде всего, поддержку России, и, встретившись в Астане с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым, киргизский премьер сказал ему об этом прямо. Д. Медведев ответил, что российская сторона с пониманием относится к своим киргизским друзьям и необходимую помощь для вступления Киргизии в ТС Россия окажет.
Примечательно, что в то время, как главы правительств России и Киргизии уверяли друг друга во взаимном понимании, благодаря толпе нетрезвых сельчан, возглавляемых местными депутатами, золотодобывающая компания Vertex Gold в Джалал-Абадской области Киргизии лишилась своей спецтехники. Захватчики действовали по отработанной схеме принуждения иностранных инвесторов к решению местных киргизских проблем, оставив записку, что вернут технику в обмен на 5 млн. сомов, которые якобы будут потрачены на ремонт местной дороги. О том, как обошлись в Киргизии с другим «трудоёмким» производством – золотодобывающим предприятием «Кумтор», OSTKRAFT уже писало не раз.
Словом, киргизская сторона продолжает придерживаться позиции извлечения максимальных выгод из перспективы своего вступления в ТС, ожидая исполнения своих «просьб» именно от России. Поэтому российской стороне, стремящейся обозначить свой бюрократический путь серией зажигательных интеграционных «побед любой ценой», надо быть готовой с «пониманием» отнестись и к тому, что созданные при ее участии трудоёмкие предприятия будут насильно заставлять нести ответственность за те проблемы, с которыми ее киргизские друзья не справляются, справляться не хотят и справляться не будут.
К счастью, Украина и Молдавия уже отвергли назойливые усилия евразийских интеграторов из Москвы заплатить любую цену за притворную евразийскую интеграцию этих стран. Не то расплачиваться за эти эксперименты пришлось бы не внукам и правнукам интеграторов, а России.
Комментарии читателей (0):