Cогласно последним договоренностям главы МИД России Сергей Лавров и госсекретаря США Джона Керри, химическое оружие (ХО) должно быть вывезено из Сирии для дальнейшего уничтожения. Однако военные аналитики прекрасно знают, что в Сирии сейчас не существует стабильной линии фронта между воющими сторонами и основа тактики боевиков оппозиции — атаки на трассы с правительственными конвоями и небольшие военные базы.
Весьма вероятно, что в сложившихся условиях конвои с ХО станут чуть ли не основной целью сирийских боевиков. В таком случае неизбежно встает вопрос об обеспечении вывоза химического оружия из Сирии, скорее всего, в рамках мандата СБ ООН. Готова ли Россия принять участие своими воинскими подразделениями в этой операции?
Именно экспертами OSTKRAFT на имя Президента РФ были отправлены 2 сентября 2013 года предложения по мирному решению сирийского кризиса — через решение вопроса о международном контроле за сирийским ХО (подтверждение: ответ из Администрации Президента РФ от 4 сентября — 762011: Уведомление автору_3672959__5584524T_.pdf: Предложения переданы в МИД России).
Вопрос о политическом урегулировании и новой конфигурации власти
Как правильно замечено как российскими, так и зарубежными экспертами, и так весьма разнородная сирийская оппозиция сейчас вступает в период открытого раскола, включая и прямые боестолкновения между сторонниками относительно светской Сирийской свободной армии (хотя эта армия представляет конгломерат группировок под формально общим командованием) и джихадистскими формированиями. Буквально на днях представители оппозиционной коалиции Сирии выбрали своего премьер-министра. Им стал Ахмад Тумех, который представляет в оппозиции умеренных исламистов, часть которых склоняется к переговорам с Башаром Асадом, хотя и на определенных предварительных условиях.
Случайно совпадение или нет, но практически сразу глава «Аль-Каиды» Айман Завахири призвал сирийских исламистов бороться как с режимом Башара Асада, так и с светской оппозицией. По его словам, поддерживаемая странами Запада Сирийская свободная армия ничем не лучше правительственных войск.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Для Башара Асада и всего алавитского (нусайритского) населения страны серьезно повышаются возможности сохранить свою власть — пусть и в ограниченной мере — уже и в послевоенной Сирии. Начало массовых выступлений против Асада в марте-апреле 2011 года было не в последнюю очередь подготовлено крупной суннитской буржуазией Сирии, которая считала себя обделенной в процессе начавшейся в стране массовой приватизации, прежде всего в областях нефтедобычи / переработки, телекоммуникаций, энергетики. Все активы находились в зоне активного внимания клана Асадов и они явно не хотели впускать туда конкурентов.
Однако ход гражданской войны в Сирии привел к тому, что суннитская буржуазия столкнулась с перспективой практически полной потери своих активов (наиболее ярко этот процесс можно наблюдать на востоке Алеппо — некогда самого богатого города Сирии. В восточном секторе города, контролируемом сейчас в серьезной степени джихадистами, предприятия суннитской буржуазии либо разрушены, либо не функционируют). Поэтому в среде суннитской буржуазии весьма сильны настроения о достижении компромисса с алавитским кланом Асада.
Вопрос стоит так: что сможет предложить Башар Асад своим потенциальным партнерам?
Возможно, российскому МИДу стоит предложить, пусть и неофициально, противоборствующим сторонам раздел власти в Сирии по ливанскому варианту — закрепление высших властных постов по конфессиональному признаку. В таком случае, например, пост президента Сирии (с сильно ограниченными по сравнению с нынешним днем полномочиями) может быть закреплен за алавитской/шиитской общиной, пост премьера за суннитом — хотя и сейчас он принадлежит представителю суннитской общины Ваэль аль-Халки, пост главы парламента — христианину.
Российской дипломатии следует учитывать, что если в Сирии будут проведены свободные выборы, — а такое решение может быть принято по результатам «Женевы-2», — то это может привести к началу распада пока формально единой страны на квазигосударства (суннитское, алавитское, друзское, исамилитское, курдское), как и было без малого сто лет назад в начале действия французского мандата на Сирию.
Распад страны на квазигосударства по религиозному признаку неизбежно приведет пусть к вялотекущей, но постоянной войне на территории нынешней Сирии, в которую неизбежно будут вовлечены и соседние страны.
Какими средствами и в какой форме Россия готова участвовать в восстановлении Сирии?
Восстановление страны, включая и нефтяную отрасль, уже оценивается в сотни миллиардов долларов и предоставит стабильный рынок услуг, технологий и сбыта на многие десятилетия. Так, согласно оценке сирийского эксперта по недвижимости Аммара Юссефа, в ходе столкновений между правительственными войсками и оппозицией были разрушены 1,5 миллиона домов. Для того чтобы привести жилищный фонд в порядок, потребуется около 400 млн кубометров бетона. Для сравнения эксперт приводит следующие цифры: США потратили на восстановление Ирака и Афганистана 138 миллиардов и 55 миллиардов долларов соответственно.
Очень сильно в ходе гражданской войны пострадала и нефтяная отрасль Сирии, нынешний объем добычи не достигает и 10 процентов от довоенного. Пока о своих интересах в экономике послевоенной Сирии заявил только Иран и он уже выделяет кредиты Дамаску под будущие контракты.
Возможно, опасения и напрасны, но пока создается впечатление, что Россия может оказаться отодвинутой от послевоенного восстановления Сирии теми же американскими и европейскими компаниями, которые крайне активно работали в стране накануне гражданской войны.
Комментарии читателей (0):