Но не потому ли она и утонула, что правительству РФ не удалось подключить экспертное сообщество? Или это в его планы не входило? Ну, что же, экспертное сообщество может подключиться к реформированию отрасли, и не спрашивая на то согласия правительства.
Разыскать на просторах интернета ныне действующую концепцию реформы ЖКХ автору этих строк не удалось, поэтому ему пришлось довольствоваться Википедией. И вот, что удалось в ней нарыть.
Правительство РФ запустило реформу, рассчитывая модернизировать жилищно-коммунальное хозяйство, которого, добавлю, в российской природе не существует. В действительности есть только жилищное хозяйство, отчаянно нуждающееся в реформировании, жилищный фонд, который государство сгрузило населению и приватизированный коммунальный комплекс, модернизировать который государство, тем не менее, собирается за наш счет.
Причиной запуска реформы правительство посчитало неэффективное использование бюджетных средств, отсутствие действенных механизмов управления жильем, наличие монополии в области предоставления жилищно-коммунальных услуг и высокий процент износа жилого фонда. Стоимость реформы оно оценило в 3 триллиона рублей.
Главными направлениями реформы признаются
- перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения,
- привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг, избавление отрасли от образовавшихся монополий,
- модернизация жилищно-коммунального хозяйства,
- формирование института эффективного собственника,
- капитальный ремонт многоквартирных домов,
- переселение граждан из аварийного жилья,
- поддержка льготных слоев населения.
Проводником реформы Правительство определило Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который, насколько мне известно, занят преимущественно двумя вещами. Это капитальный ремонт и расселение аварийного жилья. Почему эта госкорпорация так называется – совершенно непонятно.
Большая часть названных направлений не выдерживает никакой критики. И, прежде всего, это касается формирования института эффективного собственника. Как это и было предусмотрено Жилищным Кодексом и Постановлением Правительства РФ №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД)» за исключением выкупленных или приватизированных помещений МКД представляет так называемое «общее имущество». Это имущество якобы и присвоили собственники помещений.
На самом деле никто ничего не присваивал. Тем не менее, государство, сняв с себя ответственность за состояние МКД, практически отказалось от своей природной функции по жизнеобеспечению населения. В результате этого присвоения теперь уже не муниципалитеты, а собственники помещений обязаны содержать МКД, включая, в частности, капитальный ремонт.
Как отмечает Википедия, в ходе приватизации МКД «передавались гражданам» (на основании чего? – Е. А) в неудовлетворительном состоянии. А между тем, на их ремонт потребуются средства, которых у собственников нет, равно как нет и навыков управления МКД.
Комментарии читателей (1):
Жорес Алферов, лауреат Нобелевской премии по физике, академик РАН
http://www.business-gazeta.ru/article/79343/