ИА REX публикует статью политолога Киры Крайновой.
Пожалуй, Ярославль больше других российских городов звучал в этом году в общественно-политической хронике не только федеральных, но и мировых медиа. 1 апреля 2012 г. на пост мэра Ярославля был избран оппозиционный власти кандидат Евгений Урлашов. Затем последовало назначение губернатора Ярославской области, которым стал Сергей Ястребов, первый заместитель прежнего мэра Ярославля. В отсутствии в регионе «третьей силы», политический истеблишмент стал делиться по принципу «новая мэрия» — «старая мэрия».
События, названные самими участниками избирательной кампании Урлашова как «весенняя оттепель» (с отсылкой на переход к демократичным процедурам и практикам), сегодня развиваются к качественно новому состоянию, которое условно можно назвать «первыми заморозками». И причина этого явления — не просто противостояние руководства города и региона, власти и оппозиции, происходящее имеет более глубокие корни, связанные с трудностями процесса демократизации российского общества и функционирования гражданского общества.
Локальный политический процесс Ярославской области долгое время развивался в стабильном русле. Демократические выборы региональной и местной власти в Ярославле происходили регулярно с 1991 г. При этом областью и областным центром долгое время руководили настоящие «политические старожилы» — Анатолий Лисицын (губернатор Ярославской области с 1991 г. по 2007 г.), Виктор Волончунас (мэр Ярославля с 1991 г. по 2012 г.). В течение нескольких избирательных циклов население оказывало существенную поддержку на выборах обоим руководителям. Уход этих политических тяжеловесов спровоцировал перестройку годами сложившихся политико-коммуникативных отношений. Наиболее существенно на трансформацию политико-коммуникативного пространства повлияли смены региональной власти в 2007-2008 гг., когда губернатором стал Сергей Вахруков и в 2012 г, когда на выборах мэра Ярославля был избран Урлашов.
Кампания по выборам мэра Ярославля в 2012 г. стала ярким показателем состояния политико-коммуникативной сферы. Во-первых, она выявила региональные и местные особенности публичной политики. Возросший уровень протестных настроений отразился не только на череде и численности массовых митингов, но и на поддержке партии власти.
Во-вторых, снизилось значение административного ресурса на выборах. Третья тенденция — увеличение в политико-коммуникативном пространстве новых каналов коммуникации. Речь об интернете. Характерная черта выборных кампаний в СМИ 2012 г. — это использование сетевых технологий, публикация текстов из сети интернет и подготовка журналистских материалов по актуальным темам, обсуждаемым пользователями на форумах и в социальных сетях. Сокращение числа коммуникационных площадок, использование административного ресурса, ограничение допуска на традиционные СМИ оппозиционных лидеров, стимулировали ситуацию, когда плюрализм в публичной сфере не запрещается, но альтернативные дискурсы вытесняются на периферию, своеобразным центром которой стал интернет.
Имея на старте достаточно высокий уровень поддержки населения и медиа-ресурсы, «новая мэрия» сегодня столкнулась с рядом проблем: при скромном бюджетном наполнении необходимо поддерживать большой объем жилищно-коммунального хозяйства и выполнять социальные обязательства, а также, воплощать в жизнь главный лозунг избирательной кампании Урлашова — «Верну город людям!». Без потока субсидий и субвенций вышестоящих бюджетов, «новой мэрии» не выполнить всех обязательств. Однако на компромиссы она не настроена, ни с региональной властью, ни с муниципалитетом Ярославля.
Продолжает увеличиваться негативный потенциал конфликтности в регионе, что ярко видно в медиа-пространстве. Если лидерство в федеральном медиа-позиционировании успешно поддерживается командой Урлашова, то в локальном политико-коммуникативном пространстве наблюдается баланс, зачастую уравновешенный абсолютно полярными точками зрений на одно и то же событие. Это особенно видно в выпусках новостей местных телевизионных СМИ — Городского Телеканала (учредитель — мэрия Ярославля) и НТМ (недавно приобретенное региональным Правительством). Оба телеканала имеют высокие рейтинги и примерно одинаково популярны у горожан.
С одной стороны, новая мэрия усиленно ищет компромиссы с городской общественностью, но появляются и «первые заморозки» в этих отношениях. Так, прошла акция протеста предпринимателей против повышения налогов местной властью, а ведь именно малый бизнес поддержал Урлашова на выборах весной 2012 г.
Сегодня можно констатировать, что замыкание любой власти в себе и неспособность к обеспечению двустороннего диалога с общественностью провоцирует рост протестных настроений. С одной стороны, публичная политика должна поддержать нормальное воспроизводство гражданственности, в том варианте, в котором она начала активно складываться на региональном уровне. С другой — обеим сторонам конфликтной ситуации необходимо уже сейчас наладить диалог для достижения консенсуса по актуальным проблемам. Иначе действия противоборствующих игроков политического поля будут продолжать напоминать игру в пинг-понг. Только в итоге, это будет игра с нулевой суммой, и будут ли сами жители города и региона победителями — открытый вопрос.
Комментарии читателей (0):