Отставка Анатолия Сердюкова связана с тремя важными нюансами. Во-первых, Сергей Шойгу явно назначался главой Подмосковья на длительную перспективу, уже обладая высоким общероссийским рейтингом доверия, то есть, будучи изначально избираем, и не нуждаясь в накоплении авторитета в области «с нуля». Если его теперь назначили главой Минобороны, значит, окончательное решение об отставке Сердюкова принималось не так давно, даже, несмотря на то, что расследование махинаций, затрагивающих «Оборонсервис» начало раскручиваться ещё в феврале 2012 года. То есть, Кремлю пришлось подбирать преемника Сердюкову в короткий срок.
Во-вторых, предсказуемо, что главой Минобороны не был назначен никто из популярных военных, сделавших карьеру в этом ведомстве (о том, что именно поэтому преемником Сердюкова вряд ли станет Владимир Шаманов мне уже приходилось говорить ранее). С момента назначения на пост главы этого министерства Сергея Иванова, власти придерживаются именно такой кадровой политики, вероятно, опасаясь, что при авторитетном выходце из среды военных во главе Минобороны контроль над этим ведомством будет осуществлять сложнее.
В-третьих, Минобороны возглавил один из самых популярных министров предыдущих правительств, а не просто малоизвестный технический исполнитель, «второе издание Сердюкова». Это вполне вписывается в стиль «продолжающейся выборной кампании», в которой де-факто находится Владимир Путин после завершения президентской гонки. Как правило, власти (кстати, не только в России) делают наоборот – в первое время после выборов производят непопулярные назначения и непопулярные реформы, чтобы успеть получить эффект от них к началу следующей избирательной гонки. Тот факт, что сейчас Кремль идёт по другому пути, демонстрирует насколько там озабочены как можно более быстрым исправлением имиджа исполнительной власти. Тем более, что спад протестной активности даёт возможность перехватить инициативу у оппозиции.
После возвращения на федеральный уровень Сергея Шойгу, двумя важными (и во многом взаимосвязанными) проблемами, которые могут осложнить губернаторские выборы в Московской области для нового назначенца Кремля, станут острая конкуренция многих федеральных групп влияния за свои экономические интересы в Подмосковье и достаточно высокий уровень поддержки оппозиционных партий в этом регионе. Вероятно, до сентября 2013 года власти попытаются договориться и с теми, и с другими. Ведущим федеральным аппаратным группировкам и корпорациям будут даны гарантии, что их интересы будут учтены и в новой подмосковной администрации (собственно, органы власти области при Сергее Шойгу и были сформированы на основе не доминирования ставленников губернатора, а сохранения баланса сил между разными группами влияния). С парламентскими партиями также попытаются договориться о том, чтобы они не выставляли на выборах слишком сильных кандидатов. Взамен их представителей могут ждать компенсации в виде новых постов в органах власти (вспомним ситуацию в Рязанской и Брянской областях, где конкуренты губернаторов, отказавшиеся от участия в предвыборной гонке, были назначены членами Совета Федерации от этих регионов).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Ставленник Кремля на этих выборах должен быть не техническим управленцем, а человеком безусловно избираемым (ведь и назначение главой региона Сергея Шойгу также подчинялось этой логике). Скорее всего, это будет крупный федеральный чиновник, не вызывающий отторжения у жителей региона, желательно с опытом успешного участия в выборах. Нельзя исключать, например, что такую роль может сыграть помощник президента РФ Юрий Трутнев, имевший опыт руководства и важным федеральным ведомством, и сложным регионом, и имеющий за плечами немалый опыт побед на выборах. Однако возможно и появление других кандидатур такого же уровня.
политолог Михаил Нейжмаков специально для ИА REX
Комментарии читателей (0):