Учёный, социолог, политолог и публицист Сергей Кара-Мурза разбирался в новой «Стратегии государственной национальной политики». ИА REX публикует комментарий эксперта журналу «ВКурсе».
Объединяющая роль русского народа — это скорее художественная метафора, которую понять сложно. Cтарая формулировка стратегии, в которой русский народ был назван государствообразующим, была конкретнее и точнее. Ведь исторически именно русские создали мощную государственность, которая вобрала в себя большую часть империи Чингисхана, и небольшие народы шли под руку «Белого царя» — то есть Московской Руси — которая защищала их от внешних угроз, например от насильственной исламизиции, как грузин или армян. Народы эти входили в русское ядро со своей культурой и со своим укладом. Получалась такая сложная конструкция.
А вот западная цивилизация, наоборот, с самого начала устраняла этническое разнообразие. Целые народы она заставляла ассимилироваться или уничтожала. Англичане очень долго воевали с шотландцами, но, не добившись окончательной военной победы, просто подкупили их: вложили много денег, и Шотландия отказалась от своего языка. Те же англичане почти полностью уничтожили индейцев путём геноцида. А в Европе германцы стёрли с лица Земли славянские племена Пруссии: сегодня на территории Германии много деревень со славянскими названиями, но славян там уже никто не помнит.
Запад мог себе это позволить. В Новое время там произошла протестантская реформация, которая сделала его абсолютно рациональным. Люди Запада стали вести себя на Земле так, как будто не боятся Бога: по принципу «знание — сила», а не по принципу «дух — благодать». Поэтому примерно в XVI веке в Англии и Италии появилась экспериментальная наука, и благодаря ей Западная цивилизация обогнала нас почти на 200 лет. Наука дала Западу великие географические открытия и новое оружие. Племена Азии, Африки и Латинской Америки не могли сопротивляться их технической силе.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Запад вывез из колоний такие богатства, которые оплатили ему всё развитие. Капитализм невозможно было бы создать иначе, потому что это очень дорогая вещь. Они согнали своих крестьян с земли, потому что могли много лет подряд закупать хлеб и зерно в восточной Европе и России. У них раньше появилась промышленность, они начали делать хорошие промышленные товары и снабжать ими весь мир. А мы в то же время продавали воск и щетину.
Таким образом, мы видим разные цивилизационные модели: модель подавления этничности и модель включения других народов в основное ядро. Народы, которые соединились в русское ядро через русский язык, через русское государство, а после и через русскую литературу, получили выход в мировую культуру. Они стали несравненно более развитыми, чем какой-нибудь Афганистан, который в такое ядро не входил. И эти народы понимали свою выгоду друг от друга, поэтому нашествия на русское государство, они воспринимали их как Отечественную войну.
Наша модель хорошо себя показала в ситуации нападений и отечественных войн. Например, во время войны с тем же Наполеоном, хотя воинскую повинность несли только православные, другие народы формировали свои национальные войска и включали их в русскую армию. В Крымскую войну татары сформировали национальные полки и пошли воевать с турками, то есть с единоверцами, что является очень сильным показателем их лояльности к русскому государству. Между тем, у нашей модели есть и слабость: она заключается в том, что со временем у каждого народа появляется собственная буржуазия и интеллигенция — и возникает сепаратизм. Так было во время Февральской революции и в конце Советской эпохи.
Западная цивилизация хорошо себя проявляет во внешних войнах, в колонизации. На Западе содержат профессиональные армии, но как только возникают тяжёлые, отечественные войны они не готовы воевать. Это связано с тем, что само представление о человеке у них в корне другое: у нас это часть общего космоса, cвязанная с другими незримыми нитями, а на Западе это индивидуум, отдельный от других мир. Там сначала разгромили и рассеяли все этносы, а потом стали собирать нацию из отдельных индивидов. Но когда возникает общая угроза, индивиды стараются спасаться поодиночке. Это хорошо показал фашизм в Европе.
Для устойчивого существования человечеству необходимо большое разнообразие. Что до моего отношения к русской цивилизации: она пошире, что ли, и более человечная. У нас человек человеку — брат, а на Западе господствует страх и ненависть к другому, там человек человеку — волк. Этим всё сказано.
Комментарии читателей (1):
Это не социология. Это не политология. Это поэзия. И чуть-чуть лесть.