Деалкоголизация России: готовятся новые ограничения на алкоголь

ИА REX публикует заявление Московского бюро по правам человека в связи с предлагаемыми законопроектами по ограничению потребления алкоголя.
13 июня 2012  15:31 Отправить по email
Печать

ИА REX публикует заявление Московского бюро по правам человека в связи с предлагаемыми законопроектами по ограничению потребления алкоголя.

Нет сомнения, что неумеренное потребление алкоголя является угрозой для здоровья населения, а значит, для её экономики и основ существования любой страны. Для России же это особо острая проблема. Объёмы потребления алкогольной продукции столь велики, что во многих регионах страны, прежде всего, сельскохозяйственных, возникла огромная проблема с трудовыми ресурсами. Не секрет, что значительный процент мужского населения этих регионов — алкоголики, а огромное количество детей страдают в итоге наследственными заболеваниями.

Конечно же, существуют многочисленные, апробированные в разных странах пути борьбы с алкоголизмом. Один из них — это запрет на рекламу алкоголя, которая является для алкогольных компаний действенным инструментом успешного продвижения своей продукции на рынке. В разных странах приняты те или иные ограничения на рекламу алкоголя, хотя степень ограничений очень варьируется — от полного запрета на любую рекламу алкоголя до отсутствия любых ограничений на рекламу алкоголя. Россия, как и большинство цивилизованных стран, находится где-то посередине и ищет новые пути уменьшения степени алкоголизации населения.

Но необходимо помнить, что изменения в сфере рекламы алкогольной продукции — лишь один и вовсе не основной путь оздоровления общества, тем более с учётом исторических особенностей России. В России есть огромный спрос на алкогольную продукцию, с одной стороны, и вся её экономическая система абсолютно коррумпирована, с другой. Алкогольные компании, ворочающие многими миллиардами долларов, — один из самых прибыльных секторов экономики; они имеют многочисленных покровителей во властных структурах законодательной и исполнительной власти. Отсюда огромное количество контрафактной алкогольной продукции, чрезвычайно низкие цены на крепкий алкоголь, порой сравнимые с ценами на хлеб. В итоге закон упирается в необходимость не столько конкретных шагов в сфере производства и ценообразования алкоголя, что было бы явно недостаточно, но и радикальных перемен в экономико-политической системе России в целом, когда пресекалась бы коррупция.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал принять в первом чтении проект закона, запрещающий рекламу слабоалкогольной продукции, в том числе пива, в интернет-СМИ. За нарушение рекламного законодательства ст. 14.3 КоАП предусмотрены штрафы: для физических лиц — до 2500 руб., для должностных — до 20 000 руб., для юридических лиц — до 500 000 руб.

Согласно предложению депутатов, реклама слабоалкогольной продукции не должна размещаться на интернет-сайтах, зарегистрированных в качестве СМИ. Одновременно, как говорится в заключении профильного комитета на законопроект, с 23 июля 2012 года вступает в силу положение закона «О рекламе», предусматривающее, что реклама алкогольной продукции с содержанием спирта 5% и более в интернете разрешается. Иначе говоря, возникает абсурдная ситуация, когда реклама пива будет запрещена, а реклама водки разрешена. Конечно, ко второму чтению могут быть подготовлены поправки, вносящие запрет на рекламу и крепкого алкоголя, но кто мешал учесть этот очевидный момент на этапе подготовки законопроекта к первому чтению, непонятно.

Однако есть ещё более существенный момент: такие поправки ничего не решают. Не так уж много сайтов зарегистрированы в качестве СМИ, и не на них, в основном, заходит молодёжь. А уж для ветеранов-алкоголиков такие сайты вообще вряд ли станут серьёзной помехой. Кроме того, специалисты выражают сомнение, что технически можно осуществить контроль за рекламой этих сайтов. Реклама может уйти на сайты, не зарегистрированные как СМИ, и на иностранные ресурсы, которые вообще проконтролировать невозможно. Один из авторов законопроекта, И.Руденский предположил, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) будет контролировать рекламу в интернете — в частности, определять, что является рекламой, а что — нет. Но сами же сотрудники ФАС относятся скептически к своим возможностям «контроля за цензурой» в интернете. По словам заместителя руководителя ФАС Андрея Кашеварова, «Мониторинг всего интернета — это невозможно при том штате, который у нас есть. Сплошной контроль мы ввести не сможем, только выборочный».

Собственно, и сами поправки больше напоминают бурю в стакане воды. По сообщению гендиректора IMHO VI Арсена Ревазова, на алкоголь едва ли приходится больше 1% всей интернет-рекламы. Мало того, крупнейшие сетевые игроки и так соблюдают закон о рекламе.

Один из топ-менеджеров рекламной группы Group M Андрей Царский заметил: «Россия — отдельное государство, которое не поддаётся никаким стереотипам. Нужно понимать, что даже запрет на продажу пива не значит, что его продажи уменьшатся. В Италии был пример, когда запретили рекламу алкоголя, в результате чего произошёл скачок продажи алкогольных напитков. Я не думаю, что запрет на рекламу пива в Сети кардинально повлияет на ситуацию с алкоголизацией, мне кажется, что это очередное лобби с какой-то стороны». И, похоже, слова менеджера недалеки от истины. Если уж запрещать рекламу алкоголя, так надо это делать повсеместно, запрещать её полностью, как это, например, собирается сделать Литва. В противном случае, рекламная конкуренция производителей алкоголя просто сосредоточится в других сферах, где соответственно, возрастут и расценки на рекламу.

В Госдуме также прозвучало предложение запретить россиянам продажу алкоголя в кафе и ресторанах в присутствии детей. Разумеется, детский алкоголизм — вещь страшная: по данным МВД, ежегодно практически на 15% увеличивается преступность, совершённая подростками в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Но неужели рост преступности среди пьяных подростков происходит после того, как они с родителями посидят в ресторане? Всё-таки, вероятно, миллионы подростков в России приобщаются к выпивке, глядя на то, как их родители пьют дома, а не в ресторанах. Может быть, стоит ввести поправку, запрещающую родителям вообще выпивать в присутствии детей? А ещё проще, вообще запретить родителям выпивать? Жаль только, проследить за этим процессом сложно — разве что видеокамеры в каждой квартире поставить... А уж то, что законодатели не задумываются над более мелкими вопросами, совсем уже неудивительно. Например, насчёт того, кого считать детьми. Если молодые родители пришли в кафе с грудным младенцем, он тоже не должен видеть кощунственного акта заказа папой бокала вина?

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод отметил: «Так довести до абсурда можно любые благие помыслы, в том числе и желание сделать Россию менее пьющей. В любом случае, предложенные поправки ещё раз вызывают общие вопросы в отношении деятельности Госдумы: насколько проработана стратегия законотворческой деятельности в высшем законодательном органе страны».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть