Поствыборные пасьянсы: народ верит и ждёт порядка

Вот лозунги с Пушкинской: «Кто здесь власть?» - «МЫ ЗДЕСЬ ВЛАСТЬ!» То есть – они, которые на Пушкинской, они - недовольные выборами, они - власть. А нас, проголосовавших за Владимира Путина, которых только в Ставропольском крае 77 тысяч! Мы на Пушкинской не поместимся. Мы – кто? О чесности выборов на Ставрополье рассказала аналитик Татьяна Колбасова.
6 марта 2012  14:57 Отправить по email
Печать

Выборы – это азартная игра. Её итоги зависят от огромного количества игроков. Электорат, то есть мы с вами, только один из компонентов, – необходимый, но не решающий. Нас не принуждают принимать какие-то неадекватные решения. Мы приходим и голосуем за того кандидата, которого знаем, и которому доверяем. Но потом нашими решениями жонглируют, да так, что неловко становится. Вот лозунги с Пушкинской: «Кто здесь власть?» - «МЫ ЗДЕСЬ ВЛАСТЬ!» То есть – они, которые на Пушкинской, они - недовольные выборами, они - власть. А нас, проголосовавших за Владимира Путина, которых только в Ставропольском крае 770 тысяч! Мы на Пушкинской не поместимся. Мы – кто?

Ставрополье с 2000 года выбирало президентом Владимира Путина.

2000 год

2004 год

2008 год

2012 год

В.В. Путин

676185

52,5 %

733188

64,54%

770874

64,47%

Д.А. Медведев

827517

64,79%

Г. А. Зюганов

472276

36,7 %

295813

23,16%

215600

18,03%

Н.М. Харитонов

242181

21,32%

В. В. Жириновский

26595

2,07%

127003

9,94%

83543

6,99%

О.А. Малышкин

28061

2,47%

С. М. Миронов

37551

3,14%

М. Д. Прохоров

75724

6,33%

И предпочтения не изменились. Если учесть, что пресловутый административный ресурс играет немаловажную роль, то вспомним, что на начало века Ставрополье входило в «красный пояс», а губернатором был Александр Черногоров – коммунист. Но 52% ставропольчан 12 лет назад выбрало Владимира Путина. К 2004 году его сторонников становится на 12% больше – это 733188 человек. К 2012 году за Путина голосуют уже 770874 человека – это 64,47%.

Безусловно, в 2000 году позиции Геннадия Зюганова на Ставрополье были намного крепче, чем сейчас. Он набрал тогда 472276 голосов – 36,7%. Но число его сторонников от выборов к выборам неумолимо уменьшается. Факторов множество: стареющие коммунисты, неучастие в выборах самого Зюганова в 2004 году, оттягивание голосов новыми «левыми», в том числе и Сергеем Мироновым, усиление позиций Путина в регионе.

Огромную роль во всём Северо-Кавказском федеральном округе играет полномочный представитель президента Александр Хлопонин. После «думских» выборов 2011 года из края практически не уезжает Игорь Сечин, заместитель руководителя администрации президента. Люди стали чувствовать перемены, верить в них.

К сожалению, в «честные выборы» в декабре 2011 года никто не поверил. И происходило это даже не из-за подтасовок на избирательных участках. Это было намного глубже, и началось ещё несколько лет назад. Не секрет, что участвовать в выборах даже на местном уровне могут далеко не бедные люди. Поэтому почти по каждому кандидату у населения возникал вопрос, каковы мотивы его стремления идти во власть. Ответов было два: депутатская неприкосновенность и карьера. Тем более, что ряд кандидаты переходили из одной партии в другую. Какие уж тут политические пристрастия, держат нос по ветру, и только. Поэтому утверждение «жулики и воры» было принято, как аксиома, но распространялось оно не только на «Единую Россию».

Нечестные выборы на Ставрополье начались в далёком 2007 году. Это были выборы депутатов краевой думы. И не сводилось тогда всё к «вбросам». Технология была намного изощрённей. Была применена методика нарезки округов вне административных границ городов и районов. Часть района входила в другой округ. Это могла быть или большая территория, или всего несколько сёл. Первоначальной задачей такой нарезки, по словам её инициаторов, считалось создание обстановки, которая сделает невозможным использование административного рычага в привычных административных границах.

На самом деле, скрытых задач было намного больше: исполнительная и судебная власти разводили руками: они должны были действовать в пределах своей традиционной территории. Население не понимало, по какому принципу выбираемые им депутаты будут представлять их интересы в Думе. Попытка «смешать», а если получится, то и столкнуть электорат исторически соперничающих районов, посёлков и хуторов, вернуть сложившееся традиционно здоровое в прошлом противостояние удалась на славу.

Размывалась эффективность работы сильных партий, традиционно популярных в том или ином районе. Создавались максимально удобные условия для успешного выхода на политическую сцену новой силы. Именно ей передавались скрытые рычаги административного воздействия на результаты выборов, которые оказались сильно искаженными. На «своей» территории кандидат получал до 70% голосов, а на «чужой» территории не более двух-трёх процентов.

Так или иначе, в жизни общества появилось огромное пространство, открытое исключительно для исполнения замыслов избранной группы людей. Новые избирательные технологии, грядущий передел власти, открывающийся, в случае победы на выборах, доступ к колоссальным ресурсам, потребовали огромных, тщательно законспирированных источников финансирования. Все видели, что деньги лились рекой.

Депутатское большинство нового состава Думы 2007 года сформировалось из тех, кто прошёл по партийному списку, одномандатников, бывших скрытых самовыдвиженцев и перешедших на сторону эсэров единороссов. Ставрополье не знало, что и думать: голосовали за единороссов, а они ушли во фракцию справедливороссов. Хаос был невообразимый. У избирателей надолго осталась оскомина.

Но люди, которые были задействованы в этой великой афёре, никуда из политики не исчезли. Их имена появляются то в одном, то в другом партийном списке. Игра. Азартная игра в политику. Такая же азартная, как на Болотной или Пушкинской. Только скорость продвижения теперь иная. Стать лидером можно куда более простым и менее законным способом – вообще без выборов. Тогда и о честности можно не говорить.

Но выборы выборам – рознь. Если выборы депутатского корпуса вызывали апатию, то президентские выборы – надежду. Веру в то, что только Путин сможет навести порядок. За эти годы была создана крепкая вертикаль власти. Неоценимую роль играет институт полпредства. Причём, где «не дотягивает» губернаторский корпус, работает Хлопонин. Последний пример – прекращение голодовки в городе Лермонтове после приезда полпреда. Наконец-то наведён порядок и с нарезкой округов, и с «прозрачностью» процедуры выборов. Теперь люди ждут, что и с представителями народа в Думе тоже будет наведён порядок, и с оголтелыми постояльцами Болотной. Потому что у тех, кто проголосовал за Путина, есть пока только одна законная власть, президентская.

аналитик Татьяна Колбасова

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть