Старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Пётр Искендеров уверен в том, что после выборов несистемная оппозиция постарается привлечь в свои ряды как можно больше людей, лидеры прошедших в Госдуму партий займут нейтральную позицию, а для стабилизации ситуации в стране властям придётся предоставить несколько министерских кресел так называемой «системной» оппозиции. Подробно об этом он рассказал корреспонденту ИА REX, комментируя последние события, связанные с массовыми акциями протеста в Москве.
За волнениями в Москве стоит целый ряд факторов. С одной стороны, эти волнения стоит рассматривать как продолжение тех акций так называемой «несистемной» оппозиции, которые они организовывали в течение последних нескольких лет, когда это были митинги на Триумфальной площади и в других районах столицы. Значительная часть этих акций проводилась безотносительно к нынешним выборам, и они проводились под лозунгом соблюдения Конституции РФ, расследования определённых преступлений, которые получили широкий общественный резонанс, и так далее. Для непримиримой оппозиции, которая, собственно говоря, и не принимала участия в парламентских выборах, эти акции являются продолжением их обычной, традиционной политики: безусловное неприятие органов власти и каких-то политических методов борьбы. Другой фактор — определённое разочарование, которое сложилось в обществе по итогам последних парламентских выборов. Речь идёт о том, что этим результатом оказались недовольны все стороны всех партий, которые принимали участие в выборах.
Партия власти, «Единая Россия», безусловно, не может записать себе эти выборы в актив, поскольку она не набрала тех процентов, которые ранее предсказывали социологи, и на которые равнялась сама партия, говоря о сохранении конституционного большинства, и уж по крайней мере, о получении более половины голосов. Понятно, что партия власти и её лидеры сейчас вынуждены анализировать новую ситуацию, и отсюда идёт поиск причин того, почему партии не удалось выступить на выборах так, как она предполагала. Здесь партия власти ищет самые различные объяснения, начиная от того, что оппозиционные силы слишком активно занимались критикой «Единой России», заканчивая поиском зарубежных сил, которые подобным путём могут пытаться организовать «оранжевую» или какую-либо другую цветную революцию в нашей стране. Партия власти сейчас ищет и виновных, и те факторы, которые помешали ей одержать более убедительную победу. Что касается других сил, которые сейчас пытаются примкнуть к акциям непримиримой оппозиции, то их претензии были весьма предсказуемы: это обвинение властей в фальсификациях и подтасовках результатов выборов.
Безусловно, имели место случаи использования административного ресурса, и, вполне возможно, определённых фальсификаций, и это позволяет непримиримой оппозиции сейчас расширить свои ряды и привлечь к своим акциям большее число сторонников, которые рассчитывали на то, что эти выборы принесут другие результаты и пройдут по-другому. Разочарование в результатах, а, главное, в процессах голосования, безусловно, толкают массы людей в лагерь непримиримой оппозиции, которая сейчас стала не просто непримиримой, а которая пытается привлечь в свои ряды новых сторонников и новые политические течения, поскольку сейчас партии, которые прошли в Думу — это КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР — тоже оказались в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, они продолжают обвинять власти в том, что выборы сфальсифицированы, но, как партии, они пока не заявляют о своём стремлении выйти на улицы, и они не зовут своих сторонников выходить на улицы и принимать участие в массовых акциях протеста, митингах, и так далее, поскольку они понимают, что подобные призывы могут повлиять на тот баланс сил, который существует, и, в принципе, они могут дискредитировать эти партии в глазах власти. Чем это кончается, мы хорошо знаем на примере прежнего «Союза Правых Сил» и незарегистрированной партии ПАРНАС. Но одновременно эти партии уже не так жёстко выступают против акций непримиримой оппозиции, как это было до выборов, то есть они фактически разрешают своим членам присоединяться к массовым акциям протеста, а что касается руководства этих партий, то сейчас они вынуждены занимать какую-то двойственную позицию: с одной стороны, они поддерживают лозунги о фальсификациях, но, с другой стороны, они заявляют, что, поскольку эти партии прибавили в весе и в мандатах, то надо попытаться, по крайней мере, сформировать оппозиционную коалицию в самой Госдуме и попытаться таким путём предъявить более жёсткие требования властям.
Очевидно, что происходит поляризация настроений справа и слева, а, с другой стороны, радикализация непримиримой оппозиции также имеет место быть, и она базируется на том, что сейчас, после выборов, остаётся только привлекать своих сторонников — акции протеста собирают уже не десятки или сотни, а тысячи человек, причём в них участвуют достаточно респектабельные представители различных движений. Участвуют не только представители партий, которые не были зарегистрированы, но также принимают участие и сторонники КПРФ, «Справедливой России». На обоих флангах происходит радикализация настроений, но дальнейшее развитие событий будет зависеть, во-первых, от основной массы населения и его позиции, а во-вторых, от руководства коммунистов, либерал-демократов и сторонников Сергея Миронова. Если руководство этих партий примет сторону оппозиции и будет жёстко обвинять власти, вплоть до каких-то обструкций в парламенте нового созыва, то ситуация может в определённой степени дестабилизироваться. Ежели будет найден какой-то консенсус, то есть, власть пойдёт на уступки или предоставление дополнительных министерских постов или каких-то других портфелей тем партиям, которые прошли в Госдуму, то ситуация может стабилизироваться в ближайшее время.

Комментарии читателей (0):