Власти Великобритании подсчитали ущерб имущества от массовых беспорядков, пишет Guardian. Так, налогоплательщикам придется заплатить около 100 млн фунтов стерлингов. Однако эта цифра может быть значительно больше. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заверил сограждан, что правительство сделает всё, чтобы восстановить порядок на улицах Лондона и других британских городов, охваченных беспорядками. Эксперты ИА REX попытались разобраться, почему же британская молодёжь вышла громить улицы?
Григорий Трофимчук — политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
В Британии не происходит ничего особенного — в том смысле, что социальные протесты в ней, как и по всей Европе, не прекращались даже тогда, когда новая Россия, в отличие от СССР, об этом писать практически перестала. Европа для россиян и всего пространства, с начала 90-х гг., выглядела как тихий солнечный уголок, с пальмами, вечным отдыхом, обеспеченными туристами-пенсионерами и бомжами, процветающими за счёт пособия по безработице. Поэтому реальные социальные будни Запада, сегодня так жёстко шокируют неокрепшее постсоветское сознание. Надо учитывать и то, что Москва, наконец, поняла: говоря о Западе в положительном ключе, на него невозможно будет списать вину за все финансовые кризисы, которые были и будут снова.
Глядя на благополучно горящий Лондон, постсоветские люди ставят перед собой страшный, в своей простоте, вопрос — а для чего, собственно, мы раскололи страну, которая у нас была? Проблема состоит в том, что погромы британских магазинов неизбежно докатятся и до РФ, и до Украины, так как и здесь все промтоварные и продуктовые «бутики», в силу уровня цен, также стоят пустыми. Поэтому они, как и в Англии, скоро могут наполниться толпой весёлых покупателей.
Морали у британской молодёжи не было никогда. Там было всё то, что знали в СССР, но не хотят знать в новой России: наркотики, недоступность жилья и образования, отсутствие нормальной работы и регулярных доходов. В тот или иной момент злоба, сидящая внутри нового поколения, рвётся наружу. Её загоняют внутрь — но не социальными «реформами», которые ничего не меняют, а водомётами и слезоточивым газом. И так — до следующего взрыва от имени следующего поколения.
Интересна угроза, озвученная британской властью по поводу персональной ответственности участников уличных процессов: «Мы придём за каждым!» Представим себе ту же цитату, но уже в исполнении Башара Асада в адрес сирийских оппозиционеров. На президента Сирии, после этих слов, Запад в тот же день сбросил бы атомную бомбу без всяких международных санкций. Странно, что Сирия не использует этот судьбоносный контрпропагандистский шанс, делая лишь слабые дипломатические заявления в ООН. Погромы в Англии — для Дамаска подарок судьбы.
Михаэль Дорфман — публицист и издатель (Нью-Йорк, США):
«Молодёжь та же самая, — рассказала мне Дебби О’Догни, педагог, работающая с проблемной молодёжью в Лондоне. — А вот взрослые изменились. Мы больше озабочены, больше напуганы, больше боимся будущего, боимся нашей молодёжи. Мы тоже были молодыми. Тоже собирались в шайки, хулиганили. Однако мы действовали в другом обществе, куда более уверенном в себе, а потому не заходили так далеко».
В Британии дают себя знать 30 лет внедрения свободного рынка, роста социального неравенства. «Аскетизм», вводимый консервативным правительством, урезает последние шансы — возможность получить образование, общественное здравоохранение, жильё и многое другое. Нынешняя программа урезания общественных услуг населению беспрецедентна даже для Британии времён Маргарет Тэтчер и Тони Блера. По Лондону ходит слух о том, что якобы премьер министр Дэвид Камерон «пошутил» в элитном клубе Булингдон: «Мы это всё сокрушили, а теперь Борис (Джонсон, мэр Лондона) поджёг нужники».
«Молодёжь просто не видит будущего», — говорит Дебби.
Молодёжь ожесточена, она просто не видит будущего. Куда делась британская мораль у молодёжи? Да туда же, куда делась мораль банкиров, разваливших экономику. Куда делась мораль газетчиков, которые покрывали банкиров? Куда делась у полицейских, которые брали деньги у газетчиков?..
Однако это не революция. Это грабежи и погромы. Страдают не банкиры и корпорации, а мелкие общинные предприятия, чудом уцелевшие во время кризиса. Многие из них буквально ногтем удерживают свой скудный доход. Именно они, а не корпорации создают большинство рабочих мест, приносят процветание. Они первыми пали жертвой погромов. Погромы были беспрецедентны по размаху, и не оказалось власти, чтобы защитить их. Финансовый ущерб пока даже не начали считать, но нет сомнения, что если общество не компенсирует убытки владельцам тысяч и тысяч пострадавших магазинов, ресторанчиков, мелких бизнесов, то они вместе со своими работниками тоже окажутся на улице, присоединившись к протесту, выльют свой гнев, накопившийся за 30 лет. Они присоединятся к грабителям и погромщикам, многие из которых тоже из семей, потерявших работу и даже жильё из-за кризиса. То, что это не революция, подтверждает и заявление Федерации Солидарности (SolFed), всебританского рабочего движения, ответственного в прошлом за многие беспорядки и демонстрации. SolFed представляет собой федерацию групп и отдельных лиц на всей территории Англии, Шотландии и Уэльса. В их заявлении говорится: «Мы не причастны к грабежам, и в отличие от коленного рефлекса справа или даже сочувственного осуждения комментаторов слева мы не будем осуждать или оправдывать тех, кого мы не знаем, за то, что они хотят вернуть часть богатства, в котором им отказывали всю жизнь. Как революционеры, мы не можем мириться с нападениями на трудящихся, на невинных. Сгоревшие магазины с квартирами, сожжённый транспорт, доставляющий людей на работу, грабежи и тому подобное — это нападение на нас тоже. С этим следует бороться так же сильно, как и с мерами со стороны правительства „жёсткой экономии“, с теми, кто завышает цены за аренду жилья, крадущими наш труд хозяевами. Сегодня ночью и до тех пор, пока необходимо, народ должен собраться, чтобы защитить себя от насилия, которое угрожает нашим домам и общинам».
Вскрылись и вопиюще непрофессиональные и неуставные отношения между полицией и молодёжью. Во время беспорядков ВВС взяло интервью у писателя Деркуса Хоу (Darcus Howe). Это интервью показали всего один раз, а потом сняли из-за шокирующей правды о полиции, в которой многие сейчас видят спасение. Сняли даже с веб-сайта ВВС.
Не подтвердились расистские страхи британской публики. Громят и грабят и белые, и цветные. Вплоть до 10-11 летних детей, которые пошли «достать» себе плазменный ТВ и другие «вещи».
«Это хулиганье не имеет расы или национальности, — говорит Дебби. — Начали дело темнокожие банды, но к ним быстро присоединились белые, азиаты, индийцы, пакистанцы, выходцы из Вест-Индии. Люди замечали среди погромщиков множество своих, местных. И совсем не было полиции».
На силовые методы сейчас нажимает британский политический истеблишмент. «Закон и порядок мы наведём всеми имеющимися средствами!», — не устаёт повторять премьер Дэвид Кэмерон. Правительство намеревается привести из Северной Ирландии водяные пушки и другие средства борьбы с толпой.
«Интервенция армии в города, — говорит Дебби, — стравливание ребят в форме с их городскими сверстниками грозит вылиться в катастрофу небывалых масштабов».
Армия может патрулировать городские улицы и успокоить обывателя. Однако ни одна армия не способна адекватно делать полицейскую работу с гражданским населением. Это совсем другая служба, совсем другая психология, совсем другая профессия. Раз за разом доказано, что армейская интервенция в гражданские дела приносит куда больше вреда, чем пользы.
Евгений Царьков — народный депутат Украины:
Акции протеста против произвола капиталистов, проходящие сейчас в Англии, являются подтверждением системного кризиса европейского капитализма. Причиной радикальности нынешних акций протеста в Англии является массовое разочарование в буржуазной социал-демократии. Оно, ведь, наблюдается и в нашей стране — у нас ведь тоже все буржуазные партии прикрываются левацкими лозунгами.
Конечно, сейчас в Англии наблюдаются и факты мародёрства. Но подобные печальные явления наблюдаются практически при любых массовых акциях. Важно другое. Ведь то, что происходит сейчас в Англии и ранее происходило в континентальной Европе — это индикаторы массовых системных волнений социальных низов.
Масштабы акций, происходивших в континентальной Европе, старательно замалчиваются. Так, в Испании, по сообщениям очевидцев, некоторые митинги насчитывали по 100-200 тысяч человек. Система переживает глобальный кризис. Не из-за того, что у кого-то там есть дефолт, а у кого-то его нет. Кризис капитализма в Европе системный. Сейчас в Европе мы видим яркий пример классовой борьбы, поскольку народу начинает надоедать, что европейские капиталисты живут в долг. Причём в долг не только перед другими странами, а и перед своим народом.
Андрей Давыдов — журналист:
Судя по всему, толерантные идеи в Британии сломили не только расизм, но и здравый смысл. Запуганные подонками... извините, подростками, учителя уже давно ничему не учат, а замордованные правозащитниками родители скорее повесятся на ремне, чем применят его в воспитательных целях, как это делали их тёмные нетолерантные предки.
Однако молодёжь хорошо усвоила две вещи. Свобода — это когда хочу и можно тождественны. И второе: коренные британцы не смеют указывать переселенцам, как им тут жить. Более того — они должны трепетно восхищаться свободным проявлением их естественной идентичности. А лучше — даже перенимать, чтобы доказать свою преданность мультикульту. Вот поэтому бледнолицые отпрыски Туманного Альбиона сами охотно присоединяются к разноцветным бандам мародёров. Толерантность торжествует за счёт снижения культурного уровня, что гораздо проще, чем тащить кого-то наверх, не так ли?
Некоторые говорят, что у нас всё равно нет другого пути, кроме мультикультурализма, просто надо кое-что слегка подправить. Согласен, если первой и нерушимой заповедью станет мудрость, выстраданная поколениями: в чужой монастырь со своим уставом не суйся! Под страхом ста ударов по пяткам. Или чего ещё там соответствует идентичности?
Ну, и понятие свободы требует соответствующих разъяснений...
Алексей Дубинский — консультант:
Высокая мораль есть у образованных слоев, у среднего класса, это не про низы или среду деклассированных элементов. В любом обществе есть желающие крушить, поджигать, грабить. И как только они чувствуют безнаказанность — сразу включаются в процесс. Подробности в «теории разбитых окон». Полиция могла задавить стихию в зародыше, если бы провела показательные задержания и яркую их пиар кампанию. Тогда никакие беспроводные сети не помогли бы вовлечь широкие массы дебоширов.
Предпосылки к волнениям созданы нынешней социально-экономической ситуацией: рост безработицы, сворачивание социальных программ, снижение жизненного уровня, отсутствие жизненных и социальных
перспектив у людей из низов современного британского общества. Кризис, размывание среднего класса и отказ от социального государства создают почву для новых массовых народных волнений в будущем. Следствием может стать ускоренное создание «полицейского государства» с тотальным контролем, мощными силами быстрого реагирования и налаженным конвеером процесса наказания участников беспорядков.
Напомним, что в ночь с 6 на 7 августа 2011 года на севере Лондона вспыхнули уличные беспорядки. Агрессивно настроенная толпа из около 300 человек вышла на улицы после того, как несколько сотен человек собрались у полицейского участка на севере Лондона в знак протеста против убийства полицейскими 29-летнего Марка Даггана. Премьер-министр Дэвид Кэмерон прервал семейный отдых в Тоскане и вернулся в Лондон. Это однозначно криминальное дело, заявил он. Премьер собрал заседание специального антитеррористического штаба «Кобра», после чего заявил: «Это в чистом виде криминал, против него надо бороться и его необходимо победить. Если вы чувствуете себя достаточно взрослыми, чтобы совершить такое преступление, значит, вы достаточно взрослые, чтобы отвечать». Премьер вызвал с каникул парламент, распорядился увеличить число полицейских на дежурстве с 6 тыс. до 16 тыс. человек на неограниченное время. Отдан приказ стрелять в злостных погромщиков пластмассовыми и резиновыми пулями.
Комментарии читателей (4):
Но вот, что привлекло мое внимание в вашем коллективном выступлении, так это реплика Алексея Дубинского:
"Высокая мораль есть у образованных слоев, у среднего класса, это не про низы или среду деклассированных элементов."
Это броско! Заметно! По-настоящему...
Правда, мнение Дубинского несколько расходится с тем, что я читал у Диккенса, Тэккерея, Горького (следует признать, однако, этот сейчас у нас не в моде), да и у Воннегута, и у немецких писателей...
И вот тут, позволю себе вернуться к вашему анализу и предсказаниям.
Но произойдет это в условиях, отличных от условий 20-30-ых годов. Организованное рабочее и коммунистическое движение разгромлено, лейбористы прекрасно "интегрировались", противостоять нацизму будет некому.
И вот это и будет проявлением "высокая морали образованных слоев и среднего класса".
Так что в этот раз будет настоящее торжество "высокой морали образованных слоев и среднего класса".