Станет ли наконец сельхозкооперация полноценным институтом Российского государства

8 декабря 2025  09:42 Отправить по email
Печать

Статья профессора кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Д.М. Хомякова специально для ИА REX

В Государственной Думе 3 декабря 2025 года состоялись парламентские слушания на тему: «Совершенствование законодательства по развитию сельскохозяйственной кооперации». В них приняли участие и выступили с докладами депутаты Государственной Думы, статс-секретарь-заместитель Министра сельского хозяйства РФ М.И. Увайдов, заместитель председателя правительства Орловской области по развитию АПК С.П. Борзенков, заместитель председателя правительства Смоленской области А.В.Кучумов, министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области С.В.Двойных, министр сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области Д.И.Филиппов, председатель Совета Центрального Союза потребительских обществ РФ Д.Л. Зубов, президент РСО «Агроконтроль» А.В.Морозов, президент СРО Россоюз «Чаянов» В.Ф.Вершинин, первый заместитель председатель Комитета ГД по малому и среднему предпринимательству С.И.Казанков, руководители сельскохозяйственных предприятий, представители профсоюза работников АПК России и др.

В заседании приняли участие очно по ВКС представители органов законодательной и исполнительной власти из более 70 субъектов РФ.

Председатель Комитета по аграрным вопросам, академик РАН В.И. Кашин в своём выступлении подчеркнул, что в этом году отмечается 30 лет со дня принятия в 1995 году Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», регулирующего правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов в Российской Федерации.

«Благодаря эффективной работе сельскохозяйственных производственных и рыболовецких кооперативов в тесной взаимосвязи с фермерскими и личными подсобными хозяйствами сохраняются деревни и села, создаются рабочие места, возвращаются в севооборот сельскохозяйственные земли, развивается современная инфраструктура сельских территорий», — отметил Владимир Кашин.

На начало 2025 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 4758 сельскохозяйственных производственных кооперативов.При этом, эксперты отмечают, что среди членов перерабатывающих кооперативов преобладают ЛПХ (их доля составляет 85%), доля организованного сектора в виде ИП, КФХ, глав КФХ — 10%, юридических лиц — всего 3%.

В выступлениях участники подчёркивали, что несмотря на существующую государственную поддержку, сохраняются определённые проблемы развития кооперации, в том числе недостаточная финансовая устойчивость, сложности со сбытом продукции, неравный доступ малых форм хозяйствования к рынкам по сравнению с крупными компаниями, низкие цены на реализуемую продукцию и высокие цены на закупаемые ресурсы.

Ключевыми задачами для российского агропромышленного комплекса являются обеспечение продовольственной безопасности и сохранение сельских территорий через поддержку населения. Об этом заявил депутат ГД от Оренбургской области, член Комитета ГД по аграрным вопросам А.А. Аникеев.

По его мнению, основой для развития села сегодня служат малые формы хозяйствования, однако для их выживания необходима масштабная кооперация при активной роли государства. Для конкуренции с крупными агрохолдингами малым крестьянским и фермерским хозяйствам необходимо объединяться в мощные кооперативные структуры.

«Малые предприятия, производящие значительный объём продукции, не могут в одиночку выдержать рыночное противостояние. В качестве успешного примера приведу опыт Испании, Италии, США и Нидерландов, где кооперативы владеют полными технологическими цепочками — от переработки до собственных магазинов и банков», — отмечает он.

Государственная политика, по мнению парламентария, должна быть направлена на создание научно-технических кластеров кооперации во главе с аграрными университетами. Парламентарий отметил, что 17 профильных вузов Минсельхоза России, обладающих научным потенциалом, могли бы стать драйверами этого процесса. «Невозможно всех малых объединить в одно крупное, они сами это не сделают. Для этого нужна сегодня государственная политика», — уверен депутат. Также он добавляет, что финансовая поддержка кооперативов должна быть привязана к конкретным результатам, таким как качество продукции или создание фермерских брендов. Депутат выступил против практики субсидирования «за сам факт» создания кооператива. Он также указал на важность формирования полного цикла — от производства до логистики и сбыта, — что позволяет справедливо распределять доход между всеми участниками.

В настоящее время в Госдуме ведётся работа над новым «сервисным» законодательством для кооперативов, а в перспективе планируется создать интегрированную цифровую платформу. Она должна предоставить инструменты для легализации, консультирования (включая чат-боты) и обратной связи от сельхозпроизводителей. «Законодательство должно быть как сервис», — констатировал А.А.Аникеев. В заключение он напомнил, что в Народной программе «Единой России» одной из задач указано устранение неравенства условий для субъектов предпринимательства в сельском хозяйстве, поддерживая эффективное развитие как крупных агропроизводств, так и крестьянско-фермерских хозяйств. «Это — правильное направление, которое обязательно нужно реализовать в жизнь», — заключил депутат. ‎

В проекте рекомендаций слушаний выделены ряд ключевых моментов, характеризующих текущую ситуацию и тренды её развития в ближайшей перспективе.

В современной России роль сельского хозяйства определяется необходимостью выполнения основной задачи, стоящей перед отраслью — задачи наращивания объёмов производства и переработки высококачественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в целях обеспечения продовольственной независимости и национальной безопасности страны.

Сельскохозяйственная кооперация является эффективным механизмом развития взаимовыгодных экономических отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями, личными подсобными хозяйствами. Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов играет существенную роль в повышении эффективности деятельности фермерских и личных подсобных хозяйств, в обеспечении устойчивого развития сельских территорий.

Мероприятия по созданию системы поддержки фермеров и развитию сельской кооперации реализуются в целях создания новых субъектов малогопредпринимательства в АПК, стимулирования объединения малых сельскохозяйственных товаропроизводителей в сельскохозяйственные кооперативы с целью организации совместного производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, с целью вовлечения продукции личных подсобных хозяйств граждан в производственно-логистические цепочки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Началом развития кооперативного движения послужило принятие Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995№ 193-ФЗ, регулирующего правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов в Российской Федерации.

Развитию кооперации способствует оказание государственной поддержки отдельных сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее — СПоК), а также создание в 2019 году центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров (далее — центры компетенций).

По данным Росстата на 1 января 2025 года в России зарегистрировано 6677 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов в форме грантов осуществляется с 2015 года и является одним из наиболее действенных инструментов, стимулирующих развитие кооперации на селе.

Адресные меры господдержки СПоК оказываются на принципах как способствующих их созданию, поддержанию стабильного ведения их деятельности, так и инвестиционному развитию кооператива.

Указанные мероприятия реализуются за счёт средств «объединённой» (до 2024 года «стимулирующей») субсидии Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее — Госпрограмма АПК), а также в рамках мероприятий федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства».

Сумма средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, ежегодно увеличивается, растёт и средний размер гранта в расчёте на один кооператив.

В 2024 году на грантовую поддержку СПоК из федерального бюджета было направлено 1,18 млрд рублей.

Всего в 2024 году получателями поддержки в рамках направлений "объединённой" субсидии стали 648 КФХ, 2 СХО и 99 СПоК.

Получатели грантов на развитие семейных ферм также имеют право на получение субсидий на их развитие. Основными результатами реализации проектов грантополучателей является увеличение реализации сельскохозяйственной продукции, а такжео беспечение создания новых рабочих мест на сельских территориях.

Так, прирост объёма сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грантовую поддержку, в 2024 году по отношению к уровню 2023 года составил 26,4 % (в 2023 году — 23,4%).

В 2025 году на мероприятия грантовой поддержки СПоК в рамках «объединённой» субсидии регионами планируется направить порядка 1,2 млрд рублей средств федерального бюджета, что позволит оказать поддержку на реализацию не менее 66 проектов по развитию материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

С 2024 года гранты на развитие материально-технической базы предоставляются также и начинающим СПоК, действующим менее 12 месяцев со дня регистрации.

По данным Минсельхоза России по состоянию на 6 октября 2025 года по результатам проведенных конкурсных мероприятий на гранты СПоК перечислены федеральные средства в объёме 647,9 млн рублей или 55,1 % от запланированного объёма (59 СПоК).

С 2019 года начата реализация новых мероприятий по развитию сельскойкооперации в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», предусматривающих улучшение условий ведения кооперативной деятельности, создание льготных условий функционирования и развития сельскохозяйственной кооперации.

Субсидии на создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов с 2021 года реализовывалась в рамках федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта, с 2025 года — в рамках мероприятий по созданию системы поддержки фермеров и развитию сельской кооперации в рамках федерального проекта «Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса».

По данным Минсельхоза России в 2024 году государственную поддержку в рамках национального проекта получили 746 СПоК в объёме средств федерального бюджета 2,55 млрд рублей, что позволило вовлечь в сельскохозяйственную кооперацию 13984 новых членов.

В 2025 году на оказание государственной поддержки на возмещение части затрат (не менее чем 671 СПоК) в субъекты Российской Федерации направлено 2,37 млрд рублей средств федерального бюджета.

Таким образом, в 2025 году общий объём адресных мер господдержки сельскохозяйственной кооперации составит порядка 3,57 млрд рублей федеральных средств.

Одним из дополнительных инструментов финансирования малых форм хозяйствования в АПК является механизм льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей по ставке от 1% до 5% годовых. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29декабря 2016 года № 1528 «Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукциии, её реализацию» для малого агробизнеса закреплена доля финансирования в общем объёме субсидии (не менее 20% от общего объёма субсидий, предусмотренных на возмещение недополученных уполномоченными банками доходов по льготным краткосрочным кредитам, не менее 10% — по льготным инвестиционным кредитам).

По данным Минсельхоза России, в 2024 году на льготное кредитование СПоК направлено 297 млн рублей субсидий, профинансированы кредитные договоры 5 СПоК.

Важно подчеркнуть, что благодаря комплексу мер, принимаемых по развитию сельскохозяйственной кооперации, за последние годы, удалось стабилизировать резкое сокращение количества сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Большинство вновь созданных СПоК занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, то есть той формой деятельности, которая позволяет не только трудоустроить, но и вовлечь в сам процесс кооперации большее количество людей, тем самым создавая рабочие места на сельских территориях.

Так, число перерабатывающих СПоК за последние 7 лет увеличилось на 742 единицы (с 1235 единиц на 01.01.2019 года до 1977 единиц на 01.01.2025 года), в том числе за 2024 год — на 117 единиц.

Таким образом, кооперативное сообщество — это не только гарантированная база сбыта качественной продукции, произведённой малыми формами хозяйствования, но и одна из основ дополнительного заработка сельских граждан.

По данным экспертов среди членов перерабатывающих кооперативов преобладают граждане, ведущие ЛПХ (их доля составляет 85%), доля организованного сектора в виде ИП, КФХ, глав КФХ — 10%, юридических лиц — всего 3%.

Важно отметить высокую межрегиональную дифференциацию в развитии кооперации. В последние годы в ряде округов наблюдается кратный прирост членской базы перерабатывающих кооперативов, например, в СЗФО — в 2,2 раза, в ЮФО — в 2,9 раза, в ПФО — в 2,9 раза. При этом в Липецкой области произошло сокращение в 2 раза.Наибольший удельный вес кооперативов на конец 2023 года отмечается в ЦФО — 12%, ПФО — 39%, СФО — 16%, ДФО — 14%.

Наибольшее число перерабатывающих кооперативов функционирует в сфере производства пищевых продуктов (больше 90%). Основное количество кооперативов работает в сфере переработки и консервирования мяса и мясной пищевой продукции, переработки и консервирования фруктов и овощей, производства молочной продукции, производство готовых кормов для животных. Помимо производства пищевых продуктов перерабатывающие кооперативы действуют в сфере производства текстильных изделий, производства кожи и изделий из кожи, обработки древесины и производства изделий из дерева и пробки.

По данным Росстата, в 2023 году перерабатывающими кооперативами отгружено товаров собственного производства, выполнено работ на сумму 43,8 млрд. рублей, в 2024 году — на сумму 55,2 млрд. рублей. В 2024 году по сравнению с 2020 годом размер паевого фонда увеличился почти в 3 раза, резервный фонд — в 2 раза, стоимость основных фондов — в 2,2 раза.

В 2023 году в общем объёме производства пищевых продуктов доля продукции перерабатывающих кооперативов составила: мясо КРС, свинина,баранина и пр. — 0,2%; мясо птицы охлаждённое, в том числе для детского питания — 1,3%; полуфабрикаты мясные, мясосодержащие, охлаждённые, замороженные — 0,2%; масла растительные и их фракции нерафинированные — 0,1%; молоко жидкое обработанное, включая молоко для детского питания — 1,0%; масло сливочное и пасты масляные — 2,6%.

В странах с развитой кооперацией доля кооперативной продукции на рынке в зависимости от её вида составляет от 50% до 80 %.

Текущие финансовые и натуральные показатели характеризуют перерабатывающие кооперативы как малые предприятия, не имеющие возможности формировать крупные партии товаров, расширять свою деятельность, обеспечить конкуренцию крупным торговым сетям или перерабатывающим предприятиям.

По данным Росстата, на начало 2025 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 4758 сельскохозяйственных производственных кооперативов (далее — СПК).

СПК в основном являются более организованной и стабильной формой собственности и в свою очередь участвуют в мероприятиях господдержки наравне с иными организованными формами собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Участники слушаний отметили, что сокращение сельскохозяйственных производственных кооперативов с 10319 единиц на 01.01.2012 года до 4758 СПК на 01.01.2025 года в основном связано с реорганизацией, в большинстве своём вызванной нежеланием ассоциированного членства вышедших из кооператива по причине пенсионного возраста членов.

Для развития малого агробизнеса и его инвестиционной активности с 2021 года в Госпрограмму АПК включён новый вид грантовой поддержки на реализацию проектов «Агропрогресс», направленных на расширение производственной базы действующих сельскохозяйственных товаропроизводителей, относящихся к субъектам малого предпринимательства (кроме крестьянских (фермерских) хозяйств и СПоК). Проекты, реализуемые за счёт средств гранта «Агропрогресс», реализуются только на принципах проектного финансирования с участием инвестиционных кредитных средств.

В 2023–2024 годах грантовая поддержка «Агропрогресс» направлена на реализацию 13 проектов развития, средний размер грантов в 2024 году составил 10,7 млн рублей.

С 2022 года в рамках нового направления Госпрограммы АПК — развитие сельского туризма — реализуется ещё один вид государственной поддержки микро- и малых сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде гранта «Агротуризм», максимальный размер которого составляет от 3 до 10 млн рублей в зависимости от объёма собственных средств заявителей, направляемых на софинансирование проектов развития сельского туризма.

Для реализации данной меры государственной поддержки за период с 2022 по 2025 годы направлено 2139,9 млн рублей, поддержано 312 проектов развития сельского туризма из 65 субъектов, одним из основных показателей реализации которых также является производство сельскохозяйственной продукции.

С 2026 года предусмотрено начало реализации нового федерального проекта в рамках Госпрограммы АПК — «Развитие малого агробизнеса», в котором будет консолидирован весь объём средств, предусмотренный на адресную поддержку малых форм.

В настоящее время регионы в рамках различных субсидий могут перенаправлять деньги с мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса, на иные направления. При закреплении лимита финансирования конкретно на малые формы в отдельном федеральном проекте, возможность перераспределения будет предоставлена только между направлениями поддержки малого агробизнеса.

Кроме того, вводится дифференцированный подход к размеру грантов, чем расширяется возможность участия в таких мероприятиях различных категорий хозяйств — от вновь созданных до уже опытных. Размер поддержки будет зависеть не от срока регистрации фермера или кооператива, а от объёма софинансирования проекта из собственных средств (чем больше объём внебюджетного участия, тем больше размер поддержки).

Грант на развитие материально-технической базы кооперативов будет предоставляться в размере от 10 до 70 млн рублей (в зависимости от вложения собственных средств кооператива — 10 млн рублей — при вложении 10% собственных средств; 30 млн рублей — при вложении 20% собственных средств; 50 млн рублей — при вложении 30% собственных средств; 70 млн рублей — при вложении 40% собственных средств).

Вновь созданные кооперативы могут участвовать только до 10 млн рублей.

Из целевых направлений поддержки кооперативов будут исключены затраты, касающиеся создания логистических мощностей.

В целях развития инфраструктуры сбыта фермерской продукции такая поддержка будет предусмотрена для агроагрегаторов, созданных в форме сельхозкооперативов.

По информации Минпромторга России, сегодня в стране осуществляют агрегацию фермерской продукции порядка 80 организаций в 45 регионах.

В рамках нового федерального проекта предусмотрены средства на субсидии на закупку фермерской продукции — до 15% затрат, субсидии на создание логистических мощностей и оборудование — до 30% затрат, но не более 20 млн рублей. Вводимые меры поддержки будут способствовать созданию эффективной системы сбыта фермерской продукции.

В рамках нового федерального проекта «Развитие малого агробизнеса» будет сохранён грант «Агропрогресс» и поддержка Центров компетенций.

Кроме того, предусмотрены новые направления поддержки на приобретение газопоршневых установок (возмещение до 60% затрат, но не более 10 млн рублей) и организацию малых сельских пекарен (возмещение до 50% затрат, ноне более 10 млн рублей).

На финансирование в 2026 году мероприятий нового федерального проекта «Развитие малого агробизнеса» за счёт средств федерального бюджета предусмотрено 14,544 млрд рублей.

Эксперты обращают внимание на существенное сокращение в последние годы числа кредитных кооперативов.

Переход с 2013 года кредитной кооперации под надзор Банка России привёл к избыточному регулированию их деятельности, что повлекло сокращение числа кооперативов (по данным Росстата) с 1914 на 1 января 2013 года до 517 на 1 января 2025 года.

В настоящее время Минсельхозом России ведётся работа по уменьшению форм отчётности и недопущению ужесточения норм, регулирующих деятельность СПКК.

Вместе с тем, наряду с созданием сельскохозяйственных кооперативов,необходимо и сопровождение их деятельности, в том числе формирование системы продвижения кооперативной продукции, консультационная поддержка кооперативов.

Для организации работы в субъектах Российской Федерации по оказанию консультационной, методической и практической помощи субъектам МСП в АПК и сельским жителям создана сеть Центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, состоящая из 86 центров (кроме городов Москва, Санкт-Петербург), финансирование которых в 2019-2023 годах осуществлялось в рамках федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства». Стандарт деятельности центров компетенций предусматривает цели, которые непосредственно связаны с развитием и поддержкой сельскохозяйственной кооперации.

В 2024 году получателями средств федерального бюджета в объёме 307,6 млн рублей стали 75 Центров компетенций в сфере сельхозкооперациии поддержки фермеров.

По данным Минсельхоза России в 2019 году за счёт средств федерального и регионального бюджетов было профинансировано 53 центра компетенций, в 2020 году — 69 центров компетенций, в 2021 году — 58 центров компетенций, в 2022 году — 65 центров компетенций, в 2023 году — 65 центров компетенций. Количествопредоставленных услуг центров компетенций в 2023 году — 2055 ед. (план — 1731единиц, на 18,7% выше плана).

В настоящее время Центры компетенций учреждаются на уровне региона, для получения ими государственной поддержки необходимо участие в его формировании субъекта Российской Федерации или органа его исполнительной власти. На федеральном уровне роль головного центра компетенций выполняет «Корпорация МСП», не являющаяся кооперативом, таким образом, в консультационных и прочих услугах масштабно не задействованы саморегулируемые кооперативные организации.

Основными целями деятельности Центров компетенций является повышение доходности и эффективности производства продукции малых формхозяйствования; содействие созданию в регионах сельскохозяйственных товаропроизводителей, их объединение в СПоК с вовлечением КФХ и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; содействие в разработке иреализации концепции развития сельскохозяйственной кооперации врегионе; содействие в выполнении мероприятий региональных программразвития агропромышленного комплекса, в части, затрагивающей интересы развития субъектов МСП в области сельского хозяйства, включая СПоК.

Вместе с тем, за 5 лет деятельности Центров компетенций численность членов СПоК существенно не изменилась.

Участники слушаний особо подчеркнули, что, несмотря на существующую государственную поддержку, сохраняются определённые проблемы развития кооперации. Это традиционные проблемы фермерских хозяйств — недостаточная финансовая устойчивость, сложности со сбытом продукции, неравный доступ к рынкам по сравнению с крупными компаниями, низкие цены на реализуемую продукцию и высокие цены на закупаемые ресурсы.

Так, например, цена на сельскохозяйственную технику (трактора, комбайны зерноуборочные, сеялки) увеличилась по сравнению с 2021 годом всреднем в 1,5 раза, цена на минеральные удобрения и на горюче-смазочные материалы — более чем в 1,5 раза. При этом цена производителей пшеницы увеличилась всего на 5%. В розничной цене 1 кг хлеба, 1 кг макаронных изделий цена 1 кг пшеницы составляет лишь 10%. Розничная цена моркови почти в 2,5 раза превышает закупочные цены.

Решению обозначенных проблем и должны способствовать создаваемые фермерскими и личными подсобными хозяйствами сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Как подчёркивают эксперты отрасли, развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации тормозит также нежелание фермеров и личных подсобных хозяйств вступать в кооператив из-за опасений ограничения самостоятельности и недобросовестного поведения других пайщиков; удаленность фермеров одной специализации друг от друга; ценовая дискриминация со стороны переработчиков; отсутствие квалифицированных кадров в кооперации.

Сложность согласования важных управленческих решений между членами кооператива и значительные временные издержки на принятие таких решений требуют высокого уровня доверия в кооперативе и выработки механизмов согласования интересов всех участников.

В настоящее время также необходимо обратить внимание на неравные условия малых предприятий АПК, объединившихся в кооперативы, и крупных предприятий сельскохозяйственной отрасли в части применения налогового законодательства. Так сельскохозяйственные потребительские кооперативы, как следует из предмета их деятельности, не имеют собственной сельскохозяйственной продукции, то есть продукции, произведённой непосредственно кооперативом, что исключает их из числа сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые могут применять в своей деятельности ставку налога на прибыль в размере 0%. Это приводит к существенным потерям прибыли кооперативами.

Особую актуальность приобретает включение фермерских хозяйств и их кооперативов в короткие цепочки поставок, когда весь цикл формирования добавленной стоимости от производства сырья до розничных продаж локализуется на местном уровне, что способствует развитию сельских территорий.

Участники парламентских слушаний приняли за основу проект рекомендаций, который будет доработан с учётом поступивших предложений, озвученных в докладах.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Следует ли вернуть графу "национальность" в паспорт?
Доверяете ли Вы ВЦИОМ?
76.9% Нет, не доверяю
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть