Несмотря на поворот на Дальний Восток, подготовка к десанту на Босфор не была забыта. В 1894 году были запланированы большие маневры десанта совместно с Черноморским флотом. При этом перед последним ставилась задача обеспечить «возможно большее сбережение угля и сокращение с этой целью передвижений флота». В марте 1895 г. под председательством Военного министра было проведено Особое совещание, которое сформулировало задачи, которые необходимо было проверить в ходе маневров: 1) совместное десантное упражнение «в значительно больших размерах, чем предполагалось ранее»; 2) произвести опыт боевой стрельбы по береговым укреплениям «и при условии нахождения на судах десанта»; 3) получить опыт погрузки, выгрузки и перевозки орудий в трюмах военных транспортов. Маневры должны были проводиться под Очаковым и островом Березань, где должны были быть созданы береговые укрепления. Флот и войска в случае осуществления экспедиции получили бы опыт, «практику, близко подходящую к обстановке предполагаемой экспедиции».
Состояние турецкого флота в 1890-е годы исключало для него возможность успешного противостояния русской эскадре. Со второй половины 80-х гг. XIX века султанское правительство приняло несколько программ по модернизации своих военно-морских сил. Оно закупало во Франции и Германии крейсера, миноносцы, канонерские лодки, в 1889 г. были ведены в строй даже 2 подводные лодки, однако полностью ни одна из этих программ так и не была реализована. По причине экономии финансовых средств броненосцы стояли разоруженными в гавани Золотой Рог, в случае необходимости они могли выйти в море не ранее, чем через 3 дня. Большая часть турецких миноносцев также стояла в различных портах разоруженными, без команд, угля и боезапаса. Купленные подводные лодки оказались столь неудачной конструкции, что не могли погружаться. Практические стрельбы на береговых батареях в районе Проливов не производились, форты и артиллерия на них морально устарели еще в конце 80-х гг.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Очаковская крепость в какой-то мере должна была напоминать турецкие укрепления на Босфоре. С одной стороны, как в 1900 г. докладывал её комендант ген.-м. М.П. Макеев, укрепления Очакова устарели и давно требовали безотлагательного усиления. Эти сооружения были построены уже давно и их оборонительная ценность «в инженерном отношении (подчёркнуто Макеевым – А.О.) приведена почти к нулю.» Противостоять в этом состоянии современному броненосному флоту они не могли. С другой стороны, на верках крепости стояло 118 орудий калибром от 11 дюймов до противоштурмовых 57-мм (этих было только 4). Имелось несколько 9-дюймовых мортир. На маневрах в августе 1893 г. в десантный отряд было выделено 8 батальонов, 3 сотни, 2 отдельные роты, 16 пеших и 3 конных орудия. Для прикрытия с моря флот выставлял 3 броненосца, крейсер 1 ранга, канонерскую лодку, 2 минных крейсера, 7 миноносцев, 1 транспорт и 1 пароход Добровольного флота.
Преимущество русского броненосного флота над турецким было уже очевидно. Сил русских кораблей было вполне достаточно и для того, чтобы сломить турецкую береговую оборону. Особое совещание по вопросу о военных приготовлениях на Черном море, проведенное под председательством Военного министра ген. Ванновского 24 февраля(8 марта) и 4(16) марта 1895 г., констатировало: «Значение нашего Черноморского броненосного флота, по заявлению морских членов Совещания (управляющий Морским министерством адмирал Н.М. Чихачев и командующий Черноморским флотом вице-адмирал Н.В. Копытов – А.О.), выражается ближайшим образом в способности его пройти во всякое время по Босфорскому проливу, не опасаясь артиллерийского огня существующих на нем ныне батарей. Если бы понадобилось, то броненосцы наши, заняв надлежащие позиции против упомянутых батарей, могут в скором времени привести их к молчанию или вовсе разрушить.» Броненосцы и минные суда должны были обеспечить защиту перевозки десанта и прикрытие его на месте.
Для перевозки десанта могли быть привлечены 13 пароходов Добровольного флота. Летом 1895 г. военные рассчитывали использовать 9 пароходов, которые могли бы взять на борт 441 офицера и 16 500 солдат. Вскоре возможности транспортной флотилии были резко увеличены. Активное ее развитие началось с 1889 г., что позволило практически полностью обновить ее состав в кратчайшие сроки. Обращает на себя внимание тот факт, что 6 судов из 13, введенных в строй Доброфлота в 1888-1896 гг. были приобретены в 1895-1896 гг. Подобные покупки во многом стали возможны благодаря государственной поддержке. Казна установила высокую помильную плату, что приносило Доброфлоту около 600 тыс. руб. в год. Пароходы были построены на британских верфях, имевших репутацию лучших в мире, и могли перевезти 25 350 чел. за один рейс.
Кроме того, имелись суда «Русского общества пароходства и торговли» - в 1889 г. их было 67 общим водоизмещением 164 650 тонн. Наиболее крупные пароходы были задействованы на линиях вне Черного моря и не было гарантии использования всех транспортных возможностей РОПиТ. Тем не менее 33 парохода и 12 шхун Общества могли перевезти без обоза 1611 офицеров и 48 541 нижних чинов, а с обозом – 1517 офицеров, 23 432 нижних чина, 7373 лошадей и 4899 повозок. Проблема заключалась лишь в одном – значительная часть этих пароходов постоянно находилась в заграничном плавании, трудно было собрать необходимое для десанта количество транспортов в Черном море. Во-всяком случае, незаметно для противника.
В декабре 1894 г. вопросами взаимодействия флота и армии начала заниматься Комиссия по обороне черноморского побережья (создана в 1885 г.). Общее руководство операцией возлагалось на вице-адмирала Копытова. Численность первого эшелона десанта первоначально была определена в границах от 16 до 23 тыс. чел, артиллерийский запас для него составил 148 орудий (включая 36 тяжелых и 20 облегченных 9-дюймовых мортир, 20 тяжелых и 20 легких 6-дюймовых пушек, 20 батарейных пушек и 32 57-мм скорострельных береговых орудия). Летом 1895 г. состав десанта был окончательно установлен в 51 батальон (13-я и 15-я пехотные дивизии, бригада 14-й пехотной дивизии, 4-я стрелковая бригада, 1 крепостной артиллерийский и 2 саперных батальона), 4 сотни казаков, 80 полевых орудий – всего 35 тыс. чел., 1816 лошадей и 432 повозки. Отряд был снабжен всем необходимым для перевозки, высадки на берег вместе с запасом всего необходимого на 2-3 недели. Главной задачей десанта была подготовка к отражению возможного контрудара англичан.
До начала 90-х годов британское Адмиралтейство было настроено довольно решительно. Англичане внимательно наблюдали за ростом русского Черноморского флота и компенсировали введение в его состав новых судов усилением своей Средиземноморской эскадры. В 1890 г. она выросла с 22 до 27 судов, не считая миноносцев(в том числе 11 эскадренных броненосцев, 2 броненосных крейсера, броненосный таран, 13 неброненосных судов), количество орудий большого калибра увеличилось со 150 до 190, численность экипажей с 5 500 до 7 700 чел. В 1890 году эта эскадра, по оценкам русских экспертов в 3 раза превосходила русский Черноморский флот(3 эскадренных броненосца, 2 «поповки», 6 канонерских лодок, 3 крейсера и 14 миноносцев – 61 орудие большого калибра и около 3 тыс. чел. экипажа). Естественно, что командование английской эскадрой не могло направить все свои корабли к Константинополю, не озаботившись прикрытием тылов, т.е. позиций у берегов Египта, на Мальте, Гибралтаре, Кипре, в Дарданеллах и т.п. По расчетам русских специалистов, к Босфору на 5-й день после объявления войны из Мальты могли подойти (не считая миноносцев) 4 броненосца, 4 крейсера и минный транспорт.
Правда, уже через день эта эскадра могла значительно усилиться – до 7 броненосцев, 3 броненосных крейсеров, 7 неброненосных судов, не считая угольщиков транспортов и миноносцев. Следовательно, самым важным условием успеха русского десанта становился фактор времени. При незначительном преимуществе английских судов над русскими в орудиях тяжелого калибра (25 орудий от 10 до 16,5 дюйма против 22 от 10 до 12 дюймов), превосходство в артиллерии среднего калибра было впечатляющим – 114 против 33. «Парализовать подавляющее превосходство англичан в орудиях малых калибров, — гласил отчет штаба Одесского округа за 1891 год, — артиллерией наших судов невозможно. Для достижения этой цели надо, одновременно с прибытием нашего флота и десанта к проливу, доставить туда достаточное число орудий соответствующей силы для вооружения ими береговых высот занятой нами части пролива. Для этого более всего пригодны дальнобойные орудия 6-дюймовые и особенно полевые батарейные пушки и 6-дюймовые полевые мортиры, так как орудия последних двух типов, при большой подвижности, имеют и то важное преимущество, что могут действовать почти повсюду, не требуя устройства платформ или возведения больших укреплений.» Не меньшим было превосходство англичан и в торпедных аппаратах – 104 против 43, и оно также должно компенсировано за счет установки торпедных батарей на берегах пролива.
На ближайшие годы это и стало программой маневров «Босфорской экспедиции». Учения начались 28 августа (9 сентября) 1895 г. Практической эскадрой командовал старший флагман Черноморского флота в.-адм. И.М. Диков. В её состав вошли четыре эскадренных броненосцы («Синоп», «Екатерина II», «Георгий Победоносец», «XII Апостолов»), крейсер 1-го ранга «Память “Меркурия”, две канонерские лодки («Терец» и «Уралец»), минный крейсер «Казарский», 9 миноносцев и четыре транспорта. Эскадра имитировала атаку, оборонялись две канонерские лодки («Донец» и «Запорожец»), 9 миноносцев и три транспорта. Маневры выявили массу недостатков в организации, плохое состояние погрузочных средств и т.п. С опозданием прибыла к месту высадки и тяжелая артиллерия (шесть 9-дюймовых мортир и четыре 6-дюймовых орудия), которая должна была сыграть важную роль в организации противокорабельной обороны плацдарма. Отчет о маневре гласил: «Опыт переправы через Березанский лиман для атаки Очаковских батарей с тыла показал крайнюю затруднительность подобной операции.»
При высадке десанта на море началось сильное волнение, паровые катера бросили часть транспортируемых ботов без весел в 150 саженях от берега (в 320 м.) на глубине 10 футов (свыше 3 м.). Не удивительно, что было потеряно 474 пуда 17 футов сухарей, 17 005 патронов, 5 винтовок, 22 штыка, 2 револьвера и 29 малых саперных лопаток (оружие нашли на следующий день) и разную мелочь. Весьма сомнительно, что это можно было бы сделать в реальных боевых условиях. Пожалуй, самой положительной оценки удостоились использованные для маневров пароходы Доброфлота: «Суда Добровольного флота, которые пришлось зафрахтовать для маневра, хотя и были недостаточно приспособлены, тем не менее они бесспорно лучшие частные транспорты на Черном море.»
В случае осуществления десанта планировалось в первую очередь использовать суда РОПиТ, но их на учениях не было. Российское общество пароходства и торговли и Доброфлот постепенно превращались в полноценный транспортный резерв военного флота. 8(20) июля 1896 года были введены временные правила комплектации команд пароходов РОПиТа – они формировались нижними чинами действительной службы, которые на время прохождения в РОПиТе числились в командировке. Приказом Военного министра №268 от 1(13) ноября 1896 года запасные солдаты и офицеры, служившие в командах пароходов Доброфлота, РОПиТа и общества «Кавказ и Меркурий» были освобождены от мобилизации. Вновь повысилось и внимание Морского министерства к Доброфлоту. В 1897 году вышло Высочайшее повеление довести количество матросов военного флота среди команд пароходов общества до 50%.
Тем не менее пароходы РОПиТ были плотно задействованы для грузопассажирских перевозок, возникала финансовая проблема их использования на учениях: «Возможность пользоваться на маневрах судами Общества Пароходства и Торговли сильно затрудняется, благодаря дороговизне их фрахта, обусловленного контрактом.» Маневры выявили массу других организационных проблем, в частности, весьма сложной была погрузка, перевозка и выгрузка значительного количества лошадей. Рекомендовалось создать для этого специализированные транспорты, желательно, с небольшой осадкой, что позволяло бы таким транспортам подходить вплотную к берегу. Необходимы были и специализированные десантные суда для перевозки людей.
В отчете о маневрах отмечалось также, что, хотя высадочные средства Черноморского флота в целом были хороши (боты, паровые катера и т.д.), их все же было недостаточно. Между тем присутствовало вполне здравое понимание важности фактора времени: «Несомненно, что успех высадки находится в прямой зависимости от числа десантных средств, так как главное условие такой операции быстрота высадки.» Весьма традиционной оставалась еще одна проблема – недостаток средств связи для координации действий десанта и флота. В самом начале организации такого рода маневров использовалась гелиографическая связь, в 1890-х годах перешли к телеграфной, но для ее осуществления необходимо было провести кабель и высадить команду со станцией. Ввиду большого объема грузов сделать это было непросто и армия предлагала поручить организацию связи флоту. Так или иначе, но учения продолжались, и в августе 1897 г. десантный отряд вырос до 23 батальонов, 3 сотен, 3,5 отдельных рот и 36 орудий. Для перевозки было задействовано 2 транспорта, 2 учебных судна и 2 парохода Доброфлота. Десант прикрывали 4 броненосца и 2 канонерские лодки. Эта активность ни в коей мере не останавливала процесс усиления военных сил на Дальнем Востоке. И то, и другое направление предполагало усиление военно-морских сил. Соответственно этим планам продолжился и рост бюджета Морского министерства: 1895 г. – 54 923 509 руб.; 1896 г. – 57 966 000 руб.; 1897 г. – 59 902 175 руб.; 1898 г. – 67 050 000 руб.; 1899 г. – 83 065 000 руб.; 1900 г. - 86 628 015 руб.; 1901 г. – 93 597 666 руб.; 1902 г. – 98 318 984 руб.


Комментарии читателей (0):