Статья профессора кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Д.М. Хомякова специально для ИА REX
В Решении Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ «О мерах по совершенствовании о оборота, рационального использованияи охраны земель сельскохозяйственного назначения» от 26.04.2024 (г. Санкт-Петербург) отмечено, что Государственной программой эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 731 (далее — Госпрограмма), определены стратегические приоритеты — получение достоверных и актуальных сведений о количественных характеристиках и границах сельхозземель, а также введение к 2030 году в оборот 13 234,8 тыс. га сельхозземель. К концу 2025 года планируется завершить создание единой федеральной карты-схемы земель сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья.
Необходимо проводить экономическую оценку вовлечения сельхозземель в оборот с учётом показателей состояния плодородия почв. Для реализации Госпрограммы принят комплекс законодательных мер: сформированы правовые основы ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения, усовершенствован порядок изъятия неиспользуемых участков, доработан механизм вовлечения в оборот невостребованных земельных долей, определены условия предоставления в аренду без торгов земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Президиум Совета законодателей выделил и отметил ряд нерешённых и актуальных проблем: недостаточная эффективность землеустройства; несовершенство механизмов перевода земель или земельных участков из одной категории в другую; отсутствие порядка и процедур определения вида разрешённого использования сельскохозяйственных угодий в составе сельхозземель; неиспользование земельных участков из состава сельхозземель по целевому назначению или использование с нарушением законодательства РФ; сложность процедуры выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований земельного законодательства. Сложным является вопрос об отчуждении сельхозземель у иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства. Существует необходимость совершенствования системы профессионального образования в области агрохимии, мелиорации, почвоведения, земельно-имущественных отношений, землеустройства и кадастров.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В комплексных рекомендациях было отмечено, в том числе законодательно закрепить включение в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) сведений о сельскохозяйственных угодьях, содержащихся в Единой федеральной информационной системе о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (далее — ЕФГИС ЗСН); продолжить работу по совершенствованию законодательства в части землеустройства, государственного регулирования обеспечения плодородия сельхозземель, охраны окружающей среды, в том числе закрепления понятий «почва» и «рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения»; разработать порядок определения и изменения видов разрешённого использования сельскохозяйственных угодий; продолжить работу по наполнению сведениями государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения; учитывать при подготовке и реализации документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на уровнях субъектов РФ, муниципальных образований, необходимость эффективного и рационального использования сельскохозяйственных земель, исключающего необоснованное сокращение площадей сельскохозяйственных угодий.
Частично эти рекомендации будут реализованы к концу 2025 года и/или соответствующие мероприятия запланированы на первое полугодие 2026 года, а некоторые решения вступят в силу в 2027 году.
В 1990 году площадь сельскохозяйственных земель составляла 639100тыс. га, а площадь пашни — соответственно 131817 тыс. га. За 35 лет переведены в лесной фонд порядка 240 млн га земель сельскохозяйственного назначения. Динамика площадь посевов и паров в Российской Федерации, начиная с 1975 года, приведена в таблице 1.
Таблица 1. Площади пашни, вовлечённой в активное сельскохозяйственное производство (посевы, пары, их сумма) в хозяйствах всех категорий в России с 1971 по 2025 год (составлена автором по данным МСХ СССР, МСХ РСФСР, Минсельхоза России и Росстата).

Наиболее значимой категорией сельскохозяйственных угодий для обеспечения продовольственной безопасности страны является пашня. В настоящее время не вся её «статистическая» площадь занята посевами сельскохозяйственных культур или паром. Это около 24-26 млн. га в масштабе РФ.
Вопросы нормативного правового обеспечения повышения эффективности использования почвенных ресурсов земель сельскохозяйственного назначения и оптимизации управления ими являются государственным приоритетом.
«Перечень поручений по итогам посещения выставки участников конкурса растущих российских брендов «Знай наших» и пленарного заседания форума «Сильные идеи для нового времени», утвержденный Президентом РФ 14.08.2025 № Пр-1823 включает, в том числе, определение механизмов бюджетного и внебюджетного финансирования реализации пилотных проектов и комплексного плана мероприятий по охране земель, включая сельскохозяйственные угодья, от ветровой эрозии, опустынивания и других видов негативного воздействия на окружающую среду, обусловленного природными факторами, в первую очередь путём создания и сохранения защитных лесов и лесных насаждений (лесных полос), предусмотрев мероприятия по созданию и сохранению лесных полос, в том числе в рамках лесовосстановления и лесоразведения (с установлением требований к их созданию); по уходу за лесными полосами, включая мелиоративные мероприятия.
C 24.05.2025 начала действовать новая редакция Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 16.05.2025 №666 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2021№ 731» внесло важные уточнения задач, направленных на достижение её целей; целевого использования федеральных субсидий субъектам РФ в рамках её реализации, а также результатов использования данных субсидий и предоставления отчётности о расходах выделенных средств.
Предписано ускорить формирование и наполнение единой федеральной карты-схемы земель сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья, и поддержание её в актуальном состоянии в 87 субъектах РФ. Закреплено создание единой федеральной почвенной карты в её составе с учётом результатов реализации мероприятий по получению достоверных и актуальных сведений о количественных характеристиках и границах земель сельскохозяйственного назначения.
С 01.03.2026 Минсельхоз России наделяется полномочием по установлению, изменению границ сельскохозяйственных угодий. На сайте regulation.gov.ru размещён проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке установления, изменения границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения» (подготовлен Минсельхозом России, ID проекта 02/07/06-25/00157706).
Он предусматривает, что границы сельскохозяйственных угодий устанавливаются по видам угодий, в разрезе субъектов РФ и по данным ЕФГИС ЗСН; в границы угодий не включаются земли иных категорий, садовые и огородные земельные участки; границы изменяются по заявлению правообладателей на Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) в случае перевода земельного участка в иные категории и выявления непригодных для агропроизводства почв (в течение 20 рабочих дней); непригодность для сельского хозяйства почв определяется по заключению ФГБУ, подведомственного Минсельхозу России, в соответствии с национальным стандартом РФ ГОСТ Р 70526-2022 «Мелиорация земель. Почвы. Оценка степени деградации» и по предложенной Почвенным институтом им В.В.Докучаева классификации пригодности почв.
В статью 79 Земельного Кодекса РФ «Особенности использования сельскохозяйственных угодий» добавлены положения: их границы в составе земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются и изменяются решениями Минсельхоза России; к решениям об установлении и изменении границ прилагаются сведения о них; графическое описание местоположения; перечень координат характерных точек; форма графического описания, требования к формату электронного документа устанавливаются Росреестром.
В этой связи принципиальное значение имеет проект приказа Росреестра «Об установлении формы графического описания местоположения границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, требований к формату электронного документа, содержащего сведения о границах сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения» (ID проекта 01/02/05- 25/00156785).
Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Патрушев 09.09.2025 провёл совещание, посвящённое сезонным полевым работам. В мероприятии приняла участие Министр сельского хозяйства Оксана Лут, представители профильных ведомств и организаций, а также главы российских регионов.
«Сезонные полевые работы в России идут штатно и в соответствии с графиком. На данный момент уборка урожая ведётся во всех зернопроизводящих регионах. Ещё на прошлой неделе мы преодолели отметку в 100 млн т зерна. А на сегодня аграрии уже собрали почти 105 млн т. Урожайность превышает прошлогоднюю. Таким образом, прогнозный сбор в 135 млн т сохраняется», — сказал Дмитрий Патрушев.
Помимо зерновых, на данный момент активно идёт уборка других сельскохозяйственных культур. Вице-премьер сообщил, что объёмы подсолнечника, сахарной свёклы, а также овощей и картофеля в организованном секторе ожидаются на уровне или выше 2024 года. Сев озимых культур проведён уже на площади 4 млн га, он стартовал почти в половине российских регионов. А всего под озимые запланировано примерно 20 млн га.
Успешному проведению сезонных полевых работ способствуют системные меры, принятые Правительством. Как подчеркнул Дмитрий Патрушев, на прямую поддержку сельхозтоваропроизводителей Правительство РФ в текущем году направляет более 105 млрд рублей.
В ходе совещания Оксана Лут рассказала, что при подготовке и проведении сева делается акцент на сортах и гибридах отечественной селекции. В прошлом году показатель самообеспеченности семенами основных сельскохозяйственных культур достиг 67,6%, в ближайшие годы за счёт работы российских НИИ и регионов планируется достичь порогового значения Доктрины продовольственной безопасности в 75%.
Кроме того, особое внимание уделяется мерам по снижению производственных потерь. Разработан план мероприятий, включающий внедрение специальных технологий, оснащение тракторов, комбайнов и других самоходных машин техническими средствами для снижения потерь урожая и экономии материально-технических ресурсов, сокращение потерь при перевозке и хранении продукции и другое. В результате, в том числе, снижается себестоимость сельхозпродукции.
Также Минсельхоз России держит на контроле доведение средств господдержки до конечных получателей. В настоящее время темпы на уровне аналогичного периода прошлого года. Оксана Лут отметила, что для аграриев Южного федерального округа, пострадавших в этом году от ЧС, увеличены лимиты на новые краткосрочные кредиты. Это позволит аграриям оперативно привлекать кредиты по льготной ставке на финансирование сезонных полевых работ.
И теперь немного о прогнозах на следующий год. Необходимость оптимизации расходов федерального бюджета в очередной раз требует пересмотра параметров господдержки АПК. С 2026 года планируется ввести новые правила субсидирования приоритетных направлений отрасли. В них прослеживается тренд на повышение эффективности расходования бюджетных средств, прозрачности их предоставления и контроля использования. Однако любое усложнение правил получения субсидий, очевидно, сокращает количество их получателей
Минсельхоз России разработал новые правила предоставления регионам субсидий на поддержку приоритетных направлений АПК. Они конкретизируют и дополняют ранее действовавшие меры поддержки, а также предполагают усиление контроля за тратами и эффективностью использования средств в условиях дефицита бюджета. Новые правила должны начать действовать с 01.01.2026 за исключением некоторых пунктов (О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717; ID проекта 01/01/07-25/00158719). Общественное обсуждение продлилось до 08.08.2025.
Напомним, что сейчас действует Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. от 01.08.2025 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Предполагаемые изменения коснутся Приложения № 8, регулирующего правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку приоритетных направлений АПК и развитие малых форм хозяйствования».
В нём, в частности, используются понятия «агротехнологические работы» — комплекс мероприятий по обработке почв, внесению удобрений, подготовке семян и посадочного материала, посеву и посадке (включая стоимость семян и посадочного материала), уходу за посевами, а также по уборке урожая.
В число приоритетных направлений, по которым регионы могут получить софинансирование из федерального бюджета, входят проведение агротехнологических работ, элитное семеноводство, племенное животноводство, производство плодово-ягодной продукции, молока, агрострахование и др.
Основные изменения следующие:
- Будет сформирован новый федеральный проект «Развитие малого агробизнеса» с выделением субсидий регионам из федерального бюджета. Субсидии «на поддержку развития малых форм хозяйствования» из правил исключены.
- Сельскохозяйственным товаропроизводителям, включённым в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающим критериям субъектов малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», будет предоставляться государственная поддержка по соответствующим приоритетным направлениям.
- На поддержку глубокой переработки зерна, переработки молока сырого крупного рогатого скота, молока коз и овец на пищевую продукцию субсидии будут предоставляться организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство и (или) первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
- Доработана формула расчёта доли субъектов Российской Федерации в плановых показателях площади закладки многолетних плодово-ягодных насаждений в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей, за исключением питомников. Данный подход направлен на стимулирование перехода промышленного производства плодовых культур на интенсивные технологии и отхода от закладки традиционных садов.
- Господдержка элитного семеноводства предусмотрена исключительно для производства семян сельскохозяйственных культур отечественной селекции.
- Выполнение требований по маркировке и учёту скота (ФГИС «ВетИС», компонент «Хорриот») станет обязательным условием для получения господдержки в животноводстве.
- В племенном животноводстве дополнительным обязательным условием субсидирования племенного поголовья животных является регистрация племенных сельскохозяйственных животных в Федеральной государственной информационно-аналитической системе племенных ресурсов с 01.01.2027. Норма вводится в действие с 01.01.2027 в связи с необходимостью подготовки и утверждения иных нормативных правовых актов Правительства РФ.
- Поддержка в области племенного животноводства будет направлена на поддержку селекционных мероприятий в племенном животноводстве, а также на содержание племенных быков-производителей, оцененных по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества.
- По приоритетному направлению «поддержка мясного скотоводства» в целях интенсификации мясного скотоводства государственная поддержка на 1 кг живого веса крупного рогатого скота будет предоставляться при достижении живой массы не менее 450 кг, а при достижении к предшествующему году предоставления субсидии живой массы крупного рогатого скота более 500 кг применяется повышающий коэффициент, но не более 1,3.
- По приоритетному направлению «на поддержку производства молока» субсидии будут предоставляться только сельскохозяйственным товаропроизводителям, включённым в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающим условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Также на такие субсидии смогут рассчитывать граждане, ведущие личное подсобное хозяйство и применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», научные и образовательные организации. По этой причине сокращается объём субсидий, предусматриваемый на данное приоритетное направление по сравнению с 2025 годом.
- По приоритетному направлению «на поддержку развития овцеводства, козоводства и производства шерсти» исключается предоставление субсидий на 1 голову маточного товарного поголовья овец и коз, в том числе ярок и козочек от года и старше. Правила содержат дополнительные условия: сохранение численности маточного поголовья, установленной уполномоченным органом, подтверждение информации об объёме овец и коз, отгруженных или реализованных на собственную переработку по ветеринарным сопроводительным документам в «ВетИС».
- Для получения субсидии в сельхозстраховании необходимо включить в договор сельскохозяйственного страхования сельскохозяйственных животных условие, согласно которому к страховщику не переходит право требования страхователя на возмещение ущерба в соответствии со статьей 965 Гражданского кодекса Российской Федерации за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.
- Расчётная потребность в средствах федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату начисленной в 2026 году страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования составит не более 5,679 млрд руб.
- Предусмотрено снижение объёма субсидий на поддержку сельскохозяйственного страхования на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов по сравнению с 2025 годом, а расчёт средств на указанное приоритетное направление произведут, исходя из заявленной субъектами Российской Федерации потребности в субсидиях на 2025 год.
- По страхованию вводится понятие «урожай», исключается двоякое трактование ряда терминов.


Комментарии читателей (0):