Началось публичное обсуждение уже не новости о том, что политику России в Закавказье - Грузии, Армении, Азербайджане - дополнительно к политике России в отношении её протекторатов Абхазии и Южной Осетии - начал курировать глава внутренней политики в администрации президента Владимира Путина, первый заместитель её руководителя Сергей Кириенко.
Что это значит? Это значит, что прежние, статусные, должностные руководители этой политики России в регионе по линии МИД РФ, как минимум, требуют высшей политической поддержки в Москве. И дело не в том, что глава МИД Сергей Лавров и так перегружен вопросами отношений с США и нашей войны против неонацистской б. Украины. А в том, что достижений России в Закавказье мало. А зависимость России от Закавказья критически велика: и с точки зрения безопасности, и с точки зрения былой или нынешней враждебности властей Грузии, Армении и Азербайджана, и с точки зрения двух военных баз России в Армении, ставших заложниками Пашиняна, и с точки зрения массовой миграции оттуда, и с точки зрения массы нелегалов, и с точки зрения массовой коррупции и шпионажа в пользу врага.
В почти единственный и в последний раз Россия показала выдающиеся достижения в своей внешней политике в отношении Закавказья 8 августа 2008 года, когда взяла под защиту Абхазию и Южную Осетию от агрессии Грузии имени Саакашвили и тогдашнего госсекретаря США Кондолизы Райс, которая дала Саакашвили карт-бланш на эту прокси-войну против России. Но, прежде всего, героический народ братской Южной Осетии спас себя и Россию. А президент России Дмитрий Медведев, несмотря на свой тогдашний имидж прозападного миротворца, отступившего перед Западом по делам "Мистралей", Ливии Каддафи, ВТС с Ираном и раздела Баренцевого моря, — отдал приказ о защите Южной Осетии и Абхазии. И Россия победила в вооружённом конфликте с Саакашвили. И Грузия сделала все выводы, значимые для неё до сих пор. Закавказье не понимает иного языка, а дипломатию считает слабостью, а "мягкую силу" - отсутствием силы.
Весной же 2009 года Россия впервые выслала большое число граждан Азербайджана, нелегальной массой оккупировавших рынки России. И это тоже урок.
С тех пор много воды утекло. В первую очередь, в результате государственного переворота к власти в Армении пришёл открытый русофоб и агент Запада Никол Пашинян, а власти Армении сдались ему. Азербайджан победил в своей войне за возвращение Нагорного Карабаха, армяне на 99% ушли оттуда, а Пашинян отказался от претензий Армении на Карабах, а теперь ведёт переговоры с Баку о том, как отступить в Зангезуре, предоставив сухопутный коридор из главного Азербайджана в Нахичевань, но сохранив своё политическое лицо. Глава Азербайджана Ильхам Алиев достиг максимального влияния своего Азербайджана в его истории, наступает на интересы России, ведущей борьбу против этнического криминала, а Никол Пашинян привёл свою Армению к грани утраты ею своей государственности и вовсе не случайно сейчас атакует Армянскую церковь как одну из главных основ государственности.
Россия это хорошо видит, знает, но политически отступает, полностью занятая войной на б. Украине. Сможет ли что-либо изменить Сергей Кириенко? Что именно он сможет изменить? Здесь больше вопросов, чем даже гипотетических ответов. Но вызов теперь со стороны Армении и Азербайджана налицо. Это вовсе не "второй фронт" войны, но это - полноценный "второй фронт" холодной войны против России. Он в полной мере ставит под сомнение "стратегическое партнёрство" России с Азербайджаном. Он продолжает выход Армении из ОДКБ и начинает выход Армении из ЕАЭС - и тем уничтожает их неприкосновенность и эффективность. Сергею Кириенко для начала придётся признать эти неутешительные результаты.


Комментарии читателей (0):