В Москве:  21:19, 7 марта 2025, пт

«Верность» Петра Тодоровского (1963-1965). История фильма / Михаил Гершзон

1 февраля 2025  17:58 Отправить по email
Печать

«Верность» – фильм с таким не совсем обычным для картины на военную тему названием должен был, по замыслу авторов сценария, изначально называться «Пусть всегда будет солнце». Так называется песня (композитор А. Островский, поэт Л. Ошанин), которая впервые прозвучала в 1962 году. Она была настолько популярной, что в наши дни её бы назвали хитом. Песня эта не затерялась, известна и периодически исполняется в наши дни. Надо сказать, что у Петра Ефимовича Тодоровского (1925-2013) был еще один опыт, когда он изначально называл сценарий (кстати, тоже на военную тему) «Этот день Победы». По строчке из другой популярной песни, которая тоже пережила время написания, наиболее известна в исполнении Льва Лещенко (композитор Д. Тухманов, поэт В. Харитонов). Фильм, вышедший в 1978 году, назвали «В день праздника».

Надо отметить, что тема Великой Отечественной войны занимает в творчестве Петра Ефимовича Тодоровского особое место. К ней очень часто обращается прямо или опосредованно в фильмах на протяжении всего своего творчества. Неудивительно, что и первый полностью самостоятельный фильм Тодоровского «Верность», и самый последний «Риорита» посвящены войне. Помимо упомянутых, главные герои его фильмов – участники войны в «Военно-полевом романе» и «Анкоре, еще анкор». А, например, в фильме «Городской романс» персонаж З. Гердта вспоминает о днях войны, один из героев кинокартины «Любимая женщина механика Гаврилова» – персонаж Е. Евстигнеева, родного дяди главной героини Риты, участник Великой Отечественной вйоны.

Сценарий будущего фильма «Верность» был создан к 1963 году известным бардом Булатом Окуджавой. Почему именно он написал основу для будущего фильма Тодоровского. Во многом потому, что у него в 1961 году вышла повесть «Будь здоров, школяр» на военную тему. Повесть эта во многом автобиографична. Окуджава родился в 1924 году, что символично – именно 9 мая, участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен, награжден медалями.

Ровесник Булата Окуджава – Петр Тодоровский был всего на год младше. В этом смысле пути, ощущения молодых людей в чем-то схожи. Но есть и значительные отличия. Окуджава служил рядовым, Тодоровский же изначально, еще до того, как попал на фронт, закончил военное училище. Окуджава из-за ранения был демобилизован в 1944 году, Тодоровский закончил свой боевой путь в Берлине, воевал в составе Первого Белорусского фронта. Петр Ефимович в ходе войны был награжден боевыми орденами и служил на фронте с момента окончания училища и вплоть до окончания войны. В жизни Окуджавы произошли большие потрясения еще до войны – репрессированы родители (расстрелян отец, сослана мать), он сам из-за этого вынужден был сменить местожительства – уехал из Москвы в Тбилиси. Петр Тодоровский до начала Великой Отечественной войны жил в провинциальном, местечковом городке Бобринец (по современному делению – в составе Кировоградской области). Он также, как и Окуджава вынужден был сменить местожительства. Но в связи с началом войны. Семья эвакуировалась в Саратовскую область. Именно в Саратовское военное училище Петр Тодоровский поступил после окончания школы. И именно его он избрал для натурных съемок при создании своего первого полностью самостоятельного фильма. Сто лет со дня рождения режиссера, сценариста, оператора, автора музыки к фильмам отмечается в 2025 году.

В творчестве Петра Ефимовича Тодоровского тема войны занимает особое место. Есть ряд фильмов, действие которых происходит в военное или сразу в послевоенное время, либо главными героями которых были ветераны. Причем поставлены они были как в советское, так и в постсоветское время. Вспомним их в хронологическом порядке: «Верность», уже упомянутый «В день праздника», «Военно-полевой роман», «Анкор, еще анкор!», «В созвездии Быка» и самый последний фильм Тодоровского как режиссера – «Риорита».

Темы войны в той или иной степени затрагивается и фильмах П. Е. Тодоровского на сугубо мирные темы. Так, в фильме «Своя земля» один из главных героев – фронтовик, а в «Городском романсе» есть персонаж Зиновия Гердта, который вспоминает о войне. А например, в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова» родной дядя главной героини (исполняет Е. Евстигнеев) – участник Великой Отечественной войны.

Для исполнителя главной роли в «Верности» – молодого актера Владимира Четверикова эта работа стала первой и, возможно, самой яркой. Для начинающего актера это был отличный старт, который, к сожалению, не имел столь значимого продолжения. А вот исполнительница роли Зои – Галина Польских к моменту съемок в «Верности» уже была настоящей звездой. За ее плечами уже был очень удачный опыт – главная роль в картине «Дикая собака Динго» и одна из главных ролей в фильме, сценарий к которому написал друг Петра Тодоровского – Геннадий Шпаликов, «Я шагаю по Москве». Из исполнителей других ролей интересна Антонина Дмитриева, наиболее памятная по характерной роли старшей пионервожатой в фильме «Друг мой Колька», вышедшем в 1961 году.

Постановка первого полностью самостоятельного фильма Тодоровского осуществлялась в рамках празднования 20-летия Великой Победы. В отечественной кинематографии фильмы на тему Великой Отечественной войны начали создаваться еще до ее окончания. Это, например, и «Жди меня», и «В шесть часов вечера после войны», «Небесный тихоход». Последний был подвергнут жесткой критике во второй половине 1940-х гг. В первые послевоенные годы выпускались лакировочные фильмы, главным действующим лицом в которых был Сталин, например, «Клятва» и «Падение Берлина». Подобные картины были изъяты из проката в середине 1950-х гг. В самом начале оттепели, в том числе и в кинематографе происходит переосмысление темы войны. Как один из итогов – обращение к теме рядового человека. Прежде всего, в фильмах «Летят журавли», «Баллада о солдате» и других. В кино в середине 1950-х гг. приходит новое поколение. Люди, которые не только пережили войну, но и были её участниками – рядовыми солдатами или младшими офицерами.

Несмотря на то, что фильм Тодоровский снимал на Одесской киностудии, руководство процессом создания происходило в Москве. Что характерно для истории кинематографа практически всего советского периода. Именно в Москве утверждались планы производства фильмов, сценарии, запуск фильмов в постановку. Именно редакторы Госкино СССР являлись самыми главными и, вердикт был определяющим в процессе создания той или иной кинокартины. Фильм разрешался к демонстрации на экранах страны тоже в Москве, здесь же определялась категория фильма.

«Верность» – первый полностью самостоятельный фильм Петра Тодоровского в качестве режиссера. До того, в 1962 году, им, на той же Одесской киностудии был поставлен фильм «Никогда». Но то был совместный проект с другим режиссером – В. Дьяченко. Об этом спустя годы говорил и сам Петр Ефимович. Интересно, что в период съемок фильма «Никогда» Тодоровский, на квартире у своего друга Марлена Хуциева познакомился с Геннадием Шпаликовым. Шпаликов сразу же понравился Тодоровскому, при первой же встрече он переименовал его в «Геноцваликова». По воспоминаниям Тодоровского «узнав, что мы с режиссером Владимиром Дьяченко приступаем в Одессе к работе над фильмом «Никогда», Гена взмолился: «Никогда не видел моря!. Придумайте что-нибудь, вызовите меня в Одессу». Мы вызвали его…» Тодоровский, конечно, не был первым, кто начинал творчество в кино в дуэте. Наиболее известные до него в отечественном кино примеры сотрудничества: Л. Трауберга и Г. Козинцева, И. Хейфица и А. Зархи. Свой путь в кино Тодоровский начинал как оператор. Он закончил курс во ВГИКе на операторском факультете, а руководителем диплома был Борис Волчек. И сам диплом (2 короткометражки, одна из которых была отмечена) и свои первые фильмы Петр Тодоровский снимал в дуэте с однокурсником оператором Радомиром Василевским. Затем они вместе работали на Кишиневской киностудии, откуда их перевели на Одесскую киностудию. Как операторы сняли свой первый игровой фильм «Весна на Заречной улице», принесший им оглушительный успех. И, как бы сейчас сказали, были номинированы, в составе творческой группы на самую главную в то время премию страны – Ленинскую. Этот фильм и стал их последней совместной работой.

Сразу после завершения первой режиссерской работы в дуэте Тодоровский приступил к новому проекту, где он был полностью самостоятельной единицей.

К осени 1963 года был готов первый вариант сценария «Пусть всегда будет солнце». Один из главных тем будущего фильма – мужание, становление молодого человека в условиях войны. Вчерашний школьник попадает сначала в военное училище, а затем на фронт. Он готовится защищать родину, свой народ, своих близких.

Несмотря на то, что работа над сюжетом заняла продолжительное время, все – и сами авторы, и руководство киностудии признавали, что сценарий требует «определенной доработки». При этом Петр Ефимович изначально был готов к совершенствованию сценария. Отметим, что это был не первый опыт работы Тодоровского в качестве сценариста. В самых первых работах в кино – двух короткометражных документальных фильмах, уже в них Тодоровский выступил не только как оператор, но и как автор сценария.

На 23 ноября 1963 года было намечено первое обсуждение сценария «Пусть всегда будет солнце» в Москве, в Государственном комитете по кинематографии (Госкино) СССР. На обсуждение были приглашены директор Одесской киностудии В. А. Федоров и режиссер П. Е. Тодоровский.

Из «несомненных достоинств» будущего фильма сценарно-редакционная коллегия Госкино отметила авторскую манеру повествования, лирический колорит, теплоту, стремление к глубокому раскрытию духовного мира героев. Но в сценарии, по мнению руководства Госкино тема войны нашла «одностороннее воплощение», в нем превалируют нотки абстрактного гуманизма. Главный герой – Юра Никитин думает только об одном и том же – «об ужасах войны», «о несоответствии между тем, что человеку «положено» и что ему приносит война». Основное внимание авторов сосредоточено на жертвах войны, причем на жертвах случайных. Так, из-за оплошности командира гибнет девушка-снайпер, также случайно гибнет солдат Терехин - причем авторы стремятся обобщить эту случайную смерть. А в финале – вообще «показана цепь случайных смертей» – получается, что на первом плане не воинский подвиг, а жертвы войны. Редакторами Госкино и о том, что материал в первом варианте сценария «неверно осмыслен в философском отношении». Не показана эволюция самого главного героя – Юры Никитина. В конце сценария он представлен полковником «с большим и славным боевым путем». В облике молодого лейтенанта недостаточно мужественности, характера, твердости, решительности, способностей и умения руководить людьми, которые должны быть присущи офицеру, даже молодому. Неясен образ главного героя и в деталях. Так, например, в изначальном варианте непонятно отношение Никитину к женщине, которая, находясь в тылу, ворует из столовой ведро с объедками, оправдывая себя тем, что у нее на фронте двое сыновей, а дома ждут голодные малыши (в самом фильме Никитин отпускает женщину, но высказывает крайне негативное отношение к её поступку).

Кроме того, руководство Госкино пришло к выводу, что сценарий нуждается еще и в консультации военных специалистов – некоторые сцены не выглядели достоверно, отдельные сцены «были рассчитаны на чисто внешний эффект».

По итогам первого обсуждения в Москве было принято решение о том, что литературный сценарий достаточно сырой и в режиссерскую разработку его разрешать нельзя – авторам необходимо работать над литературной основой.

Авторы взялись за доработку, против которой, повторимся, не возражал и сам будущий постановщик. И вот второе обсуждение в Москве, спустя почти полгода после первого – 7 апреля 1964 года. Из достоинств отмечалось, что герои фильма – люди симпатичные, сценарий создан с юмором (в частности, обыгрывается муштра в училище)., что показаны молодые люди, которых война застала в тылу и они не сразу сталкиваются с ней, как говорится, лицом к лицу. Процесс становления человека решается в камерно-психологическом плане – «это выгодно отличает этот сценарий от других».

Главный недостаток состоял в том, что интересы и заботы молодых людей незначительны в сравнении с тем, что беспокоило сознание тех, кто жил в то время. Начало сценария «сразу же задает неверную тональность» всей вещи, ведь люди в годы войны «живо интересовались ходом войны, разворачивающимся наступлением», а в сценарии, по выражению главного редактора Сценарно-редакционной коллегии Госкино СССР А. Л. Дымшица (участника войны) молодые люди живут «скудным духовным пайком». Не ощущался боевой и мужественный ритм тыловой жизни, «которая отсчитывала время по сводкам Совинформбюро, мерила расстояния по движению флажков на карте страны» Экспозиция выглядела растянутой и «несколько развлекательной». Здесь нельзя не отметить, что сам Тодоровский в период войны, безусловно очень интересовался тем, что происходило на фронте. У него в начале войны был призван старший брат Илья (1922 г.р.), который пропал без вести. И именно будущий режиссер указан в документах, сохранившихся в архиве Министерства обороны, как ближайший родственник, хотя тогда были живы их родители. Именно Петр Тодоровский обращался и в период войны и после её окончания в различные инстанции, чтобы узнать о судьбе брата. И только спустя почти 60 лет он ему стало известно, что старший брат погиб под Ленинградом в 1942 году. Критики сценария практически в один голос отмечали, что в характере Никитина нет «такого взлета, который определил бы его более мужественное, более высокое поведение». Говорилось и о том, что «Никитин все-таки выглядит чужеродным телом в этой войне, он не приобщен к новой жизни, новой роли, выглядит отрезанным от огромного солдатского коллектива, одиночкой». Не хватает боевого крещения главного героя. По сценарию оставалось ощущение, что где-то далеко идет война и она не затрагивает главных героев – люди живут своей жизнью и война их мало тревожит. Слабым выглядел и капитан (в это роли снялся Е. Евстигнеев) – его размышления о фашизме, о двух группах, на которые делится человечество. Это наивно слушать из уст взрослого, умудренного опытом человека, кадрового военного. А Дымшиц заявил, что рассуждения капитана о добре и зле «и школьнику-то не свойственны, это даже нельзя назвать философией». Заявлять о войне, «что она есть зло, — это значит сказать только полправды, к тому же не для кого не новой… главный акцент в сценарии следует сделать не на ужасах войны и показе всеобщих страданий, а на том героическом начале, на том сознательном и самоотверженном поведении советских людей, благодаря которому и была одержана великая историческая победа нашего народа над фашизмом».

Один из критиков (Балихин) видел в сценарии «три стилистических ключа» - бытовой, резко подключающийся элемент романтики (очевидно, имелись в виду отношения Никитина с Зоей) и «плакатно-публицистический план, в котором решен финал». Первоначально, по сценарию, финал выглядел так: «Дальний план. На фоне неба, далеко на горизонте фигура немца. Он высоко держит руки над головой, а в небе мириады огней, вспышки салютов, море человеческого ликования… КОНЕЦ». Фильм заканчивается патетически, но не салютом и главный герой в нем, не в звании полковника. Финал картины – молодые ребята, среди них тот же Никитин, подымающиеся в атаку на врага.

Другой критик – Щербина заявил, что «авторы концертируют свое внимание не на ходе событий, они концентрируют свое внимание на осмыслении сущности событий, и это, на мой взгляд, большое достоинство сценария». Но по тому варианту сценария, который был готов к апрелю 1964 года, по мнению Щербины, снять хороший фильм будет трудно, хотя в нём заложены предпосылки, чтобы создать не просто удовлетворительный, а хороший фильм. Авторы очень сильны, когда говорят об алогичности войны и «заметно слабы», когда говорят о мужании человека в условиях страданий, совсем глухо говорят о ненависти, которая является одним из факторов, которые привели к победе. А по мнению Щербины «без этого нельзя говорить о жизненной достоверности».

А. В. Караганов, кинокритик и киновед, бывший к тому же в руководстве Оргкомитетта Союза работников кинематографии СССР (предтечи Союза кинематографистов), 17 апреля 1964 года составил в целом положительный отзыв на сценарий. Он подчеркивал, что сценарий «Пусть всегда будет солнце» привлекает «живостью, светлостью изображения солдатской жизни. Авторы старательно обходят соблазны легких и банальных ходов. Они делают это с успехом». Сомневался он, так же как и некоторые другие критики в необходимости появления образа Зои «в сценах фронтовых», но может быть режиссером эти сомнения в фильме будут сняты.

Петр Тодоровский заявил по итогам обсуждения: «есть замечания, с которыми я согласен и которые нетрудно сделать. Но я боюсь, чтобы не было заключения, которое приведет к тому, что сценарий надо будет переписывать заново… Мне кажется, что некоторые эпизоды неправильно прочитаны. Может быть, не совсем точно записано, но я вижу становление характера героя. Ваши требования не вызывают возражений». Заново переписывать весь сценарий не пришлось. Но авторы, в первую очередь режиссер вновь взялись за переработку.

В июне 1964 года Сценарно-редакционная коллегия Госкино СССР, рассмотрев очередной вариант сценария «Пусть всегда будет солнце» поддержала решение о запуске сценария в подготовительный период, рекомендовав более тщательно выписать диалоги в фильме и финал картины сделать более оптимистичным, жизнеутверждающим.

В апреля 1965 года приказом по Одесской киностудии в связи, что для завершения кинокартины «Верность» нужны были дополнительные съемки сметная стоимость производства фильма была увеличена на 12900 рублей, общая сумма составила 337400 рублей. Интересно, что бюджет «Верности» был увеличен за счет сокращения расходов на производство картины «Погоня», постановку которого осуществлял на той же Одесской киностудии бывший партнер по первым фильмам Радомир Василевский.

Организацией съемочного процесса занимались на самом высоком уровне руководства Госкино СССР. Так, заместитель председателя Госкино СССР В. Е, Баскаков 3 июля 1964 года обратился к министру общественного порядка (так тогда называлось Министерство внутренних дел) РСФСР (союзного в то время не было) В. С. Тикунову с просьбой о разрешении съемок в училище в Саратове в период декабря 1964 – января 1965 гг. сроком 15 съемочных дней. И о выделении 100 человек курсантов училища для проведения съемок, а также обеспечения консультантами.

На завершающей стадии работы над фильмом, 30 апреля 1965 года, приказом директора Одесской киностудии В. Федорова, в связи с проведением дополнительных съемок фильма «Пусть всегда будет солнце» (отметим, что и на завершающем этапе фильм еще имел первоначальное название) была увеличена сметная стоимость производства фильма. Киностудия жила в рамках отведенного её бюджета и не могла распоряжаться только теми деньгами, которые ей были отведены на год вышестоящими органами. Поэтому, выделение дополнительных средств на досъемку могло быть только за счет других картин, производившихся на студии в тот же период. Интересно, что увеличение бюджета фильма Тодоровского произошло за счет сокращения бюджета фильма его бывшего напарника – Р. Василевского, оператора, который также стал режиссером. В то время он ставил на Одесской киностудии фильм «Погоня» (это был первый фильм Василевского как постановщика). Бюджет фильма П. Е. Тодоровского был увеличен на 12900 рублей и составил 337,4 тысячи рублей.

Законченный производством фильм «Верность» на одной пленке (в процессе озвучания фильм был на двух пленках – кино и магнитной) был принят на киностудии 19 мая 1965 года. Таким образом, окончательное решение об изменении названия фильма было принято весной 1965 года, но не позднее мая. Размер фильма – 9 частей, 2497 метров (без ракордов). В режиссерском сценарии, представленном в феврале 1964 года был заявленный метраж 2700 метров (то есть фильм был сокращен по сравнению с первоначальным вариантом сценария почти на 10%). Госкино УССР приняло фильм 21 мая того же года. Затем, 24 мая кинокартина была представлена в Главное управление художественной кинематографии Госкино СССР, которое актом от 29 мая 1965 года во-первых, оценило фильм «как талантливое и запоминающееся произведение», а во-вторых, разрешило выпуск фильма на экраны с «монтажными поправками». В акте, подписанном заместителем начальника Главного управления художественной кинематографии Госкино СССР Кокоревой и главным редактором-консультантом Б. Щербиной предлагалось, в частности, сократить фильм, а также изъять или переснять сцену воображаемого разговора Никитина и Зои на полустанке, который выбивался «из стиля картины». Этот эпизод был изъят.

Уже после отправки готового фильма в Госкино СССР у Петра Тодоровского возникла идея об изменении названия на «Лейтенант Юра Никитин». В июне 1965 года отправил телеграмму начальнику Главного управления художественной кинематографии Госкино СССР Егорову с соответствующей просьбой. Но она не была удовлетворена.

В июле 1965 года руководство Одесской киностудии – директор В. Федоров и сценарный редактор Г. Збандут просили заместителя председателя Госкино СССР В. Е. Баскакова об увеличении гонорара авторам Б. Окуджаве и П. Тодоровскому с шести до восьми тысяч рублей «учитывая высокую оценку, которая дана фильму «Верность» Государственными комитетами кинематографии УССР и СССР, а также первые отклики на фильм критики». Руководство киностудии отмечало, что авторы (в первую очередь, безусловно, Петр Ефимович Тодоровский) проделали большую работу по улучшению сценария уже в период съемок, что в значительной степени способствовало повышению качества фильма. Практически любой фильм в процессе создания подвергается изменениям в сравнении с первоначальным замыслом (порой значительным). Происходит это, как по инициативе постановщика, так и в зависимости от видения принимающих инстанций (тех, от кого зависит выход фильма на экран). Причем эти изменения по сравнению с изначальным замыслом вносились в картины не только в Советское время, но и в наши дни. Вопрос только в том, приводят ли эти изменения от основы – первоначального варианта сценария к улучшению фильма, к его, если можно так сказать, совершенствованию.

Действительно, оттачивание деталей, более точная обрисовка как самого сценария, так и отдельных сцен, тщательная доработка именно на всем протяжении создания фильма, если можно сказать, фирменный стиль работы режиссера Петра Тодоровского. В значительной степени, благодаря этому стилю многие его фильмы стали шедеврами.

Фильм, несмотря, на то, что он был завершен и принят в середине 1965 года, можно отнести к оттепельному кино. Сама идея картины возникла и сценарий был написан и утвержден еще в период Оттепели. В отличии от других, более поздних работ Петра Ефимовича. фильм «Верность» остался не очень замеченным массовым зрителем В творчестве же самого Петра Тодоровского фильм стал знаковым, его также в определенной степени можно рассматривать, как ступень к высотам его творчества – позднейшим картинам.

Михаил Гершзон

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Произойдёт ли в 2025 году ввод миротворцев на Украину?
Будет ли до весны принято соглашение о приостановке боевых действий на Украине?
80.9% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть