Статья профессора кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Д.М. Хомякова специально для ИА REX
Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием (КБО ООН) была принята 30 лет назад. Она является примером единственного международного соглашения, посвящённого устойчивому управлению земельными ресурсами, ратифицированного 196 странами и Европейским союзом.
В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила день 17 июня Всемирным днём по борьбе с опустыниванием и засухой. Это был важный этап — соглашение утвердилось в международном праве наравне с конвенциями по охране окружающей среды и о правах человека. В области международного права это был важный документ регулирующий деятельность, направленную на борьбу с явлениями опустынивания и деградации почв в аридных климатических зонах.
В основу Климатической доктрины Российской Федерации (далее - Доктрина), утверждённой Указом Президента РФ от 26.10.2023 № 812, положен анализ проводимых в России, других государствах и регионах мира результатов исследований изменения климата и влияния последствий такого изменения на различные отрасли экономики, население и окружающую среду с учётом результатов работ, связанных с практическим использованием климатических данных органами государственной власти.
Особенностью реакции климата как на антропогенное воздействие, так и на меры по его смягчению является, определённый временной интервал (лаг или отставание). В рамках реализации климатической политики эта особенность предопределяет необходимость своевременной адаптации к неизбежному в ближайшие десятилетия изменению климата, а также последовательных действий по смягчению антропогенного воздействия на климат в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Проблемой, связанной с изменением климата, является, в частности, обеспечение баланса между эффективностью экономики и социальной справедливостью. Устранение потенциальных конфликтов интересов возникающих на фоне экстремальных проявлений изменения климата (тепловые волны, наводнения, засухи и другие явления), не может быть осуществлено посредством только научных методов. В подобных ситуациях найти баланс возможно лишь в рамках политического процесса.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Изменение климата является одним из наиболее серьёзных вызовов XXI века, который выходит за рамки научных дискуссий и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации.
Особую обеспокоенность вызывает беспрецедентно высокая скорость глобального потепления, происходящего в течение последних десятилетий. Современная наука находит всё больше подтверждений тому, что хозяйственная деятельность человека, связанная, прежде всего, с выбросами парниковых газов, всё сильнее влияет на климат на фоне его естественной изменчивости.
Изменение климата проявляется в различных процессах, в частности в увеличении частоты и интенсивности климатических аномалий и экстремальных погодных явлений. В течение XXI века высока вероятность ускорения происходящего изменения климата.
Ожидаемое изменение климата неизбежно отразится на жизни людей, состоянии животного и растительного мира во всех регионах планеты, а в некоторых из них станет ощутимой угрозой благополучию населения и устойчивому развитию.
Указанные выше факторы предопределяют необходимость развития государственной наблюдательной сети в части, касающейся климатического мониторинга и проведения всесторонних научных исследований в области климата. Возникает необходимость учёта изменения климата в качестве одного из ключевых долговременных факторов безопасности Российской Федерации, а также признания проблемы глобального изменения климата одним из приоритетов внутренней и внешней политики Российской Федерации.
Последствия изменения климата проявляются на глобальном, региональном, субрегиональном и национальном уровнях.
С учётом размеров территории Российской Федерации, её географического положения, разнообразия климатических условий, структуры экономики, демографических проблем и геополитических интересов изменение климата и смежные проблемы требуют взвешенного государственного подхода, основанного на всестороннем научном исследовании экологических, экономических и социальных факторов.
Такой очень своевременный и научно обоснованный посыл сформулирован и закреплён в Доктрине. Давайте посмотрим, что происходит на деле и как выполняются указания Президента Российской Федерации.
В Проекте Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2023 году», размещённом в декабре 2024 года на официальном сайте Минприроды России, по вопросу опустынивания указано следующее.
«17.11.2023 в г. Самарканде (Узбекистан) состоялась 21-я сессия Комитета по рассмотрению осуществления КБО ООН. На сессии была представлена независимая оценка хода реализации Стратегии КБО ООН на период 2018-2030 гг. Отмечались риски того, что поставленные цели не будут достигнуты к 2030 г., что КБО ООН играет ключевую роль в сотрудничестве стран по вопросам засухи. Особо была подчеркнута нехватка финансирования, в том числе отсутствие доступа к финансированию проектов со стороны потенциальных доноров. По-прежнему остро стоит проблема наращивания потенциала на национальном уровне. Представленная оценка также включала в себя необходимость устранения разделения на страны, подверженные воздействию, и неподверженные воздействию опустынивания и деградации земель.
По инициативе российской делегации в текст заявления по итогам сессии были включены рекомендации предстоящей 16-й Конференции Сторон КБО ООН (г. Эр-Рияд, Саудовская Аравия, 02.12.2024-13.12.2024) обсудить вопрос о расширении мандата Конвенции на все земли на планете (включить в мандат земли в бореальных и арктических регионах, представляющие интерес для Российской Федерации) и учредить специальную рабочую группу для рассмотрения этого вопроса.
Начисленный в соответствии с обязательствами Российской Федерации взнос в КБО ООН за 2023 г. выплачен в полном объёме».
«ФГБНУ «Федеральный научный центр агроэкологии, комплексных мелиораций и защитного лесоразведения РАН». Результаты выполненных работ:
- разработан комплекс логистических моделей для оценки и прогноза вероятности опустынивания засушливых территорий на основании данных климатического мониторинга;
- подготовлен метод верификации засух и засушливых явлений для автоматизированного расчёта засух и засушливостей;
- разработаны научные основы и методы мониторинга состояния и динамики дендрофлоры лесомелиоративных комплексов в целях предотвращения деградации и опустынивания территорий».
И это пока практически всё, что есть в документе. Есть ещё таблица 6.10 «Причины и интенсивность деградации сельскохозяйственных земель в федеральных округах». Опустынивание, как значимый процесс с деградацией не более 10% площадей, выделено для четырёх федеральных округов: ЮФО, СКФО, ПФО, СФО.
Всемирная метеорологическая организация (ВМО) объявила о начале работы Информационной системы ВМО 2.0 (ИСВ 2.0), которая поспособствует международному сотрудничеству и изменит подход к обмену данными между странами. ИСВ 2.0 упрощает, делает более эффективным и экономичным обмен информацией на международном, региональном и национальном уровнях. Система стала начала свою работу с 1 января 2025 года.
Обмен данными в реальном времени лежит в основе улучшения прогнозов погоды, способствует глобальному сотрудничеству, поддерживает системы раннего предупреждения, помогает в климатических исследованиях, приносит значительные экономические и социальные выгоды и содействует мониторингу. Техническая платформа основана на открытых стандартах и веб-технологиях, которые облегчают доступ к системе.
«С ИСВ 2.0 мы начинаем эпоху, где прогнозирование погодных явлений и подготовка к ним, отслеживание изменений в окружающей среде и участие в климатических исследованиях будут более эффективными, чем когда-либо», — отметил представитель ВМО Энрико Фучиле.
«Этот успех показывает, как международное сотрудничество может реально повлиять на решение глобальных проблем. Совместными усилиями мы поддерживаем ключевые международные инициативы, такие как “Ранние предупреждения для всех”, и обеспечиваем доступность современных технологий обмена данными для всех стран, включая развивающиеся страны, наименее развитые страны и малые островные развивающиеся государства», — добавил он.
ИСВ 2.0 продолжает традиции Глобальной телекоммуникационной системы, созданной в 1971 году, и способствует более инклюзивному и эффективному обмену данными об атмосфере, океанах, водных ресурсах и криосфере.
В связи с глобальным потеплением климата высока вероятность того, что участившиеся засухи постепенно сделают сельское хозяйство ещё более уязвимым. Частота экстремальных явлений с ростом температур существенно увеличится. Например, начиная с 2017 года пыльные бури на юге России стали практически ежегодным явлением. Сильные бури отмечены в ряде районов Астраханской области, Калмыкии, Ставропольском крае, Дагестане и 2022, и в прошедшем 2024 году.
В течение всего 2024 года исследования ВМО свидетельствовали о быстром темпе изменения климата и его значительном влиянии на все аспекты устойчивого развития.
Кроме того, в новом отчёте организаций World Weather Attribution и Climate Central говорится, что из-за изменения климата в уходящем году был зафиксирован дополнительно 41 день опасной жары, что нанесло ещё больше ущерба здоровью людей и экосистемам. Доклад подчеркивает необходимость усиленного международного сотрудничества для борьбы с рисками, связанными с экстремальной жарой.
Каждое десятилетие, начиная с 1990-х годов, было теплее предыдущего. Пока не выявлены признаки изменения этой тенденции. С усилением глобального потепления будут становиться более значительными изменения в климатической системе: увеличение экстремально высоких температур и обильных осадков, волны тепла, наводнения, тропические циклоны и лесные пожары, а также засухи и суховеи. Среди наиболее вероятных регионов проявления присутствуют юг, юго-восток и центр Европейской части РФ и Центральная Азия.
Высока вероятность того, что засухи сделают сельское хозяйство ещё более уязвимым и мене устойчивым. Территориальное планирование развития субъектов РФ должно основываться на прогнозах и оценках рисков в условиях изменения окружающей среды и климата; содержать требования по формированию устойчивых агроландшафтов, сохранению и воспроизводству плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
Напомним исторический опыт нашей страны. Сведение лесов и расширение площади запашки, способствовали появлению первых признаков деградации чернозёмов в зоне степей России. Ещё в 1842 году правительством было определено, что неурожаи повторяются через каждые 6-7 лет, продолжаясь по два года кряду. Участились сильные засухи: 1873, 1875, 1880 и 1883 годов. Стало очевидным: необходимо начать системное изучение почв и агроландшафтов. Итоги работ В.В. Докучаева стали основой российского почвоведения.
В 1892 году стартовала «Особая экспедиция лесного департамента по испытанию и учёту различных способов и приёмов лесного и водного хозяйства в степях России». Одним из базовых объектов исследований являлась Каменная Степь (современный Таловский муниципальный район Воронежской области, ФГБНУ «Воронежский ФАНЦ им. В.В. Докучаева»). Побуждающим мотивом начала этой работы явилась грандиозная засуха 1891-1893 годов, обрекшая на голод 35 млн жителей 28 губерний России. Руководитель работ В.В. Докучаев считал, что эта беда «...нагрянула не вчера, и она есть закономерное и неумолимое следствие неразумного земледелия в степях и лесостепях России». Поэтому бороться надо, в первую очередь, с причинами, порождающими засуху. Главными задачами экспедиции были поиск и обоснование «...на избранных участках возможно правильного соотношения между водою, лесом, лугами и другими хозяйственными угодьями ... в целях подъёма степной культуры». Именно в экологическом равновесии виделась возможность реального оздоровления «земледельческого организма» России. Российским гением были сформулированы постулаты ЦУР. К сожалению, даже сейчас их выполнение в масштабе всей Земли, провозглашенное ООН к 2030 году, практически нереально. В.В. Докучаев впервые указал на неразделимую связь землеустройства и почвоведения при реализации ЦУР в агропроизводстве: рациональное природопользование в сельском хозяйстве всегда начинается с рациональной организации территории.
Обычно засуху определяют, как продолжительный и значительный недостаток осадков, чаще при повышенной температуре и пониженной влажности воздуха. Это обуславливает снижение запасов продуктивной влаги в почве и, как следствие, ухудшение роста, а иногда и гибель растений. Её начало обычно связано с установлением антициклона. Ясная погода вызывает сильный прогрев воздуха, вследствие чего резко снижается его относительная влажность, что приводит вначале к атмосферной засухе, а затем после истощения запасов почвенной влаги вследствие повышенной испаряемости — к почвенной. Посевы испытывают перегрев и водный дефицит, поступление воды через корневую систему затрудняется, расход влаги на транспирацию начинает превосходить её приток из почвы, водонасыщенность тканей падает, нарушаются нормальные условия фотосинтеза. Урожаи и качество растительной продукции снижаются.
Засуха практически всегда сопровождается суховеями (сильными горячими ветрами при пониженной влажности воздуха) и пыльными бурями, когда ветер подхватывает частицы почвы и переносит их на далёкие расстояния. Этот процесс называется дефляцией (ветровой эрозией почв).
Защите посевов от засух и суховеев, а почв от водной и ветровой эрозии, повышению урожаев, важнейшее место принадлежит землеустройству и лесомелиорации агроландшафтов. Из всех видов лесных насаждений наибольшее влияние на агрометеорологические условия оказывают полезащитные лесные полосы.
Тем не менее, засуха в 1946 года, охватившая более 50% посевных площадей Советского Союза (Украину, Северный Кавказ, Черноземье, Поволжье, юг Западной Сибири, Казахстан) привела к голоду 1947 года, унёсшего жизни более 500 тыс. человек. Советом Министров СССР и ЦК ВКП(б) 20.10.1948 было принято Постановление «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР». Главной целью была борьба с засухой и опустыниванием земель в степных и прилегающих к ним районах, преодоление эрозии почв, предотвращение песчаных и пыльных бурь.
Проект на 1949-1965 годы, предусматривал создание 8 крупных государственных лесных полос в степных и лесостепных районах общей протяжённостью 5320 км, расположенных вдоль пойм и водоразделов крупных рек (Волга, Днепр, Дон, Урал, Северный Донец и др.). При общей площади лесопосадок 118 тыс. га они должны были стать мощным заслоном на пути движения суховейных ветров из Центральной Азии и прикаспийских пустынь и обеспечить защиту основных зерновых районов. Планировалось создать сеть полезащитных лесных насаждений, охватывающих территорию до 120 млн га. Две трети объёма посадок занимал дуб. Лесные полосы должны были покрыть 7–8% всей сельскохозяйственной территории СССР.
Для предотвращения процессов опустынивания было запланировано облесение и закрепление песков в Астраханской, Грозненской и Сталинградской областях, Ставропольском крае (географические наименования регионов приводятся согласно существовавшим в данное время).
В настоящее время в России процессами опустынивания, аридизации и деградации ландшафтов в той или иной мере охвачена территория более 100,0 млн га. Для 14 субъектов федерации они приведены в таблице 1. Всего таких регионов в России 35. На этих территориях проживает около половины населения страны и производится более 70% сельскохозяйственной продукции страны.
Процессы опустынивания пастбищ в РФ усиливаются с каждым годом, количество открытых песков растёт, образуя новые очаги, усиливается деградация сельскохозяйственных угодий. Деградация пастбищ не позволяет в полной мере использовать потенциал в части развития животноводства, являющегося одним из приоритетных направлений сельскохозяйственной деятельности.
За всю историю защитного лесоразведения в России на сельскохозяйственных землях было создано 5,2 млн га защитных лесных насаждений, сейчас их площадь уменьшилась до 2,5 млн га, что составляет 1,2% сельскохозяйственных угодий — в 3-6 раз меньше научно обоснованных норм облесения, при потребности 7020,0 тыс. га. По расчётам ФГБНУ «Федеральный научный центр агроэкологии, комплексных мелиораций и защитного лесоразведения РАН»(г. Волгоград), необходимо создать ещё 4459,4 тыс. га защитных лесных насаждений.
В связи с глобальным потеплением климата высока вероятность того, что участившиеся засухи постепенно сделают сельское хозяйство ещё более уязвимым. Частота экстремальных явлений с ростом температур существенно увеличится. Например, начиная с 2017 года пыльные бури на юге России стали практически ежегодным явлением. Сильные бури отмечены в ряде районов Астраханской области, Калмыкии, Ставропольском крае, Дагестане и в 2022, и в прошедшем 2024 году.
Для таких регионов страны необходима Государственная программа по борьбе с опустыниванием, предусматривающая восстановление природно-ресурсного потенциала, использование почвозащитных агротехнологий. Она должна аккумулировать опыт создания региональных программ действий по борьбе с опустыниванием, существующих пока только для 14 субъектов РФ.
Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2022 № 3240-р (ред. от 20.04.2024) «Об утверждении важнейшего инновационного проекта государственного значения "Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ" и плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации его первого этапа (2022 — 2024 годы)» предполагает:
«II. Формирование научных основ, высокотехнологичной среды и инфраструктуры Единой национальной системы мониторинга климатически активных веществ.
3. Расширение системы климатического и экологического мониторинга и прогнозирования на территории Российской Федерации в целях обеспечения адаптационных решений в отраслевом и региональном разрезах, включая борьбу с опустыниванием.
Ожидаемый результат, декабрь 2024 года.
Расширена система климатического и экологического мониторинга на территории РФ, в том числе посредством создания новой сети фонового мониторинга многолетней мерзлоты, а также адаптации систем наблюдений за процессами опустынивания и гидрологического мониторинга (с учётом рисков, связанных с изменением климата). Повышена детальность сценарного прогнозирования климата, в том числе за счёт объединения высокоразрешающих региональных моделей океана и атмосферы и увеличения количества членов ансамблей сценарных прогнозов. Обеспечено использование получаемых данных, в том числе в целях развития системы интегрированного экологического и климатического обслуживания городских агломераций. Утверждена программа наблюдений Национальной системы в части климатического и экологического мониторинга на территории РФ».
В проекте Распоряжения Правительства РФ по реализации второго этапа (2025-2030 годы) важнейшего инновационного проекта государственного значения «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ» (разработан Минэкономразвития) исключены мероприятия, предусматривающие наблюдения за процессами опустынивания. Цитата:
«I. Формирование организационно-правовых условий для функционирования Единой национальной системы мониторинга климатически активных веществ.
17. Разработка и утверждение национального плана действий по борьбе с деградацией земель и экосистем, включая борьбу с опустыниванием.
Ожидаемый результат, декабрь 2028 года (проект). Поэтапное внедрение в субъектах Российской Федерации программ действий по борьбе с опустыниванием территорий, разработанных в рамках 1-го этапа проекта, утверждение национального плана действий по борьбе с деградацией земель и экосистем, включая борьбу с опустыниванием, подготовка предложений по расширению задач и направлений деятельности государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства, а также государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений».
Таким образом, с 2025 года текущий мониторинг процессов опустынивания, усиливающихся в связи с аридизацией климата на территории РФ, практически сворачивается.
Напомню, что опустынивание и аридизация, прежде всего, приводят к деградации почвенного покрова, снижению плодородия почв, смены растительных сообществ на пастбищах.
Вернёмся опять к историческому опыту. Пыльные бури 30-х годов прошлого века на Великих равнинах США, экономический кризис, ущерб для сельского хозяйства и окружающей среды обусловили создание 13 сентября 1933 года в Департаменте внутренних дел Службы почвенной эрозии во главе с Хью Хаммондом Беннетом. Она была передана Министерству сельского хозяйства США (USDA) 23 марта1935 года и вскоре объединена с другими подразделениями министерства Службу охраны почв (SCS) в соответствии с Законом о сохранении почвы и внутреннем выделении земель от 1935 года.
Агентство для придания ему статуса в соответствие с масштабами и важностью решаемых им задач, переименовано 20 октября 1994 года в Службу охраны природных ресурсов в рамках Федерального закона о реформе страхования урожая и реорганизации Министерства сельского хозяйства 1994 года.
В настоящее время в нём работает свыше 12 тыс. сотрудников. Его роль заключается в улучшении, защите и сохранении природных ресурсов на частных землях посредством сотрудничества с государственными и местными агентствами. Хотя основным направлением были сельскохозяйственные угодья, эта структура внесла и продолжает вносить большой организационный и информационный вклад в исследование почвы, противодействию эрозии и деградации, классификацию и улучшение качества водных и других природных ресурсов, обеспечения ведения экологически безопасного природоохранного сельского хозяйства, сохранения биоразнообразия, «зелёных» инвестициях и т.д.
В Указе Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» предписано установить следующие целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика». В том числе, увеличение к 2030 году объёма производства продукции агропромышленного комплекса не менее чем на 25% по сравнению с уровнем 2021 года; увеличение к 2030 году экспорта продукции АПК не менее чем в полтора раза по сравнению с уровнем 2021 года; утверждение и реализация программ адаптации к изменениям климата на федеральном, региональном и корпоративном уровнях (выделено нами — Д.Х.), создание национальной системы мониторинга климатически активных веществ.
По предварительным данным Росстата, валовой сбор зерна в чистом весе в 2024 году составил 124,96 млн т (здесь и далее — без учёта новых регионов) против 144,9 млн т в 2023-м и 134 млн т в среднем за пять лет. Урожай снизился на 13,8% и 6,8% соответственно. Показатели могут быть уточнены при формировании окончательных итогов на основе сведений сельхозпроизводителей об уборке поздних сельскохозяйственных культур, отмечает Росстат
В том числе пшеницы получено 82,4 млн т, её сбор оказался на 11,2% меньше, чем годом ранее (92,85 млн т) и на 4,9% ниже среднего показателя за последние пять лет (86,7 млн т). Урожай ячменя составил 16,7 млн т против 21,1 млн т в 2023 году (минус 21,2%) и 20,8 млн т в среднем за пять лет (минус 19,8%). Кукурузы собрано 13,2 млн т, тогда как годом ранее урожай достиг 16,6 млн т (снижение на 20,3%), средний показатель за пять лет — 15,2 млн т (минус 12,6%). Производство ржи упало до 11,6 млн т — на 32,2% относительно прошлого года, когда было намолочено 17,1 млн т, и на 38,4% по сравнению со средним значением за пять лет (18,8 млн т). Урожай зернобобовых так же снизился по сравнению с 2023 годом — с 59,5 млн т до 53,7 млн т (на 9,8%), однако увеличился на 29,2% относительно среднего пятилетнего показателя (41,6 млн т).
Можно отметить существующую неопределённость по будущему урожаю озимых. По данным Гидрометцентра России, на конец ноября 2024 года в плохом состоянии находилось 37% посевов (6,7 млн га), что является худшим показателем за всю историю наблюдений. Всё это, в том числе, является следствием длительных неблагоприятных агрометеорологических условий, сложившихся в прошедшем году в большинстве основных сельскохозяйственных регионов страны.
Устойчивое развитие АПК невозможно без создания и поддержания оптимальной структуры природно-территориальных комплексов регионального уровня, включая земли сельскохозяйственного назначения. На основе контурно-мелиоративной организации территории и землеустройства обеспечивается оптимальное сочетание в них различных участков — пашни, агролесомелиоративных и агрофитомелиоративных насаждений, лесов, лугов (сенокосов) и пастбищ, прудов, овражно-балочной долинной сети, позволяющее эффективно и рационально использовать почвенные и гидротермические ресурсы.
В 2023 году Минсельхоз России разработал и согласовал Реестр (перечень) почвозащитных агротехнологий производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, применяемых в стране, включая краткую их характеристику. Целью — организация статистического наблюдения за применением агропроизводителями приёмов адаптивного земледелия и реализация мер по декарбонизации сельскохозяйственного производства. Данная информация с 2024 года включена в статическую отчётность — форму № 9-СХ «Сведения о внесении удобрений и проведении работ по химической мелиорации земель». В ней, среди прочих, фиксируются сведения о технологиях производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на основании разработанной адаптивно-ландшафтной системы земледелия для конкретного сельскохозяйственного товаропроизводителя, предусматривающей смену систем севооборотов сельскохозяйственных культур с реализацией комплекса научно обоснованных организационно-хозяйственных агротехнических, лесомелиоративных, гидротехнических и других мер.
Сбор, накопление и обобщение информации — несомненно, полезное мероприятие. Но остаётся открытым вопрос:кто и каким образом обеспечит и простимулирует переход отечественных агропроизводителей к вышеупомянутым природосберегающим технологиям, основанным на использовании научно обоснованных адаптивно-ландшафтных систем земледелия? Именно это станет реальным вкладом в борьбу с опустыниванием и обеспечит устойчивость сельского хозяйства.
На наш взгляд, для решения неотложных и масштабных задач, стоящих перед страной, в структуре Минсельхоза России может появиться почвенно-землеустроительная служба.
Дмитрий Хомяков
Комментарии читателей (0):