Председатель ведущей оппозиционной польской партии «Право и Справедливость» (PiS) Ярослав Качиньский сдержанно прокомментировал победу Дональда Трампа на президентских выборах в США. Качиньский сообщил, что «рад победе Трампа», что США «остаются самой важной страной в мире, безусловно, самой важной страной Запада», но всё же «польские и американские видения различаются».
На вопрос журналиста о рецепте будущего вице-президенты США от Республиканской партии Джеймса Вэнса в отношении прекращения «войны на Украине», который предполагает, среди прочего, передачу части украинских территорий России, Качиньский ответил: «Я знаю, что у Вэнса есть взгляды на эту часть Европы, с ними невозможно согласиться, но президентом будет Трамп. Слова, слова, слова, слова, посмотрим, какими будут последствия». В то же время председатель «Права и Справедливости» не стал гадать, что президентство Трампа станет означать для Польши, подчеркнув, что «у нас свои правила игры, отличные от американских».
Заявления Качиньского контрастируют с эйфорией, охватившей многих его однопартийцев после оглашения результатов голосования в США. Последние уверены, что возвратившийся в Белый дом президент будет относиться к Польше так же, как раньше. А первый срок Трампа, по мнению «восторженных» польских комментаторов, ознаменовался размещением в стране на Висле американского военного контингента, противоборством проекту «Северный поток – 2», поддержкой инициативы «Троеморье», которую тогдашняя Варшава рассматривала в качестве тренировочного полигона по формированию европейского блока с собой во главе.
Но это спорные суждения. Вашингтон так и не пошёл на то, чтобы преобразовать свой военный контингент из ротационного в постоянный. Более того, многие западные аналитики предполагают, что новая республиканская администрация пойдёт на сокращение американского присутствия в Европе, что прежде всего затронет временные базы. Нельзя исключать того, что в конечном итоге с ряда стран-членов Европейского союза будет также снят «ядерный зонтик» США, чтобы охладить их воинственный пыл, не дав им эксплуатировать его ради продвижения идей о необходимости активной милитаризации ЕС ради некой «будущей войны» с Россией.
Нельзя сказать, что во время своей первой каденции Трамп продвигал инициативу «Троеморье». Да, он посетил в 2017 году в Варшаве саммит глав государств, участвующих в этом проекте. Но его администрация не заинтересовалась финансированием инициативы, предложив ЕС заплатить за амбициозные планы стран-участников «Троеморье». Со своей стороны тогдашний государственный секретарь США Майк Помпео на исходе правления республиканцев предложил лишь около одного-двух миллиардов долларов, что было явно недостаточным. Нет оснований полагать, что сегодня Трамп вдруг захочет вложиться в виртуальный проект в малознакомом и малозначимом для американского обывателя заокеанском регионе.
Вслед за Польшей от российского газа и нефти Европа уже отказалась. Так что энергетический фактор не будет иметь того значения, что прежде. Это касается также закупок американского оружия, что Варшава ставит в свою заслугу. Однако они не создавали для Польши дополнительную политическую прибавочную стоимость раньше, так почему что-то должно измениться сейчас? Тем более что нынешняя правящая польская коалиция поддерживает идею оборонного суверенитета Европы, что предполагает, среди прочего, активное развитие европейского военно-промышленного комплекса и уменьшения доли закупаемого странами-членами ЕС американского оружия.
Европа утверждается во мнении, что после возвращения Трампа ей придётся ускорить процесс обретения независимости от США. Но, как замечает один из польских аналитиков, «маловероятно, что Вашингтон устоит перед искушением натравить одни европейские страны против других, как только он подтолкнет континент к принудительной независимости». В кругах Республиканской партии также обсуждается концепция превращения НАТО в «спящий альянс», который будет просыпаться лишь «в случае войны». Преимуществом такого подхода станут «отсутствие необходимости содержания крупных американских баз в Европе и сокращение натовской бюрократии».
Это означает потерю значимости для Вашингтона так называемого восточного фланга НАТО, центром которого видит себя Варшава. В таком случае США будут заинтересованы в быстром разрешении украинского конфликта и недопущении попыток развязать новые фронты эскалации. Между тем, на «разжигании костров» выстроили свою политику последних лет прибалтийские режимы, которые придётся теперь сдерживать. Польша здесь оказывается перед развилкой. Либо она становится на сторону Прибалтики и втягивает вместе с ней Евросоюз в «войну с Россией», либо Польше удаётся получить контракт от Вашингтона на умиротворение прибалтийских режимов. Но последнее предполагает возвращение Варшавы в диалог с Москвой, что видится сложным делом.
Пока что можно сказать одно: Польша оказалась перед лицом новых вызовов и новых угроз. Похоже, что это понимает Качиньский. И с ним соглашается его политический антагонист, бывший польский президент Бронислав Коморовский, видящий в ближайшем будущем две ключевые проблемы для страны на Висле. Первая – «выживание Украины», как стратегический интерес Польши, что «для Трампа выглядит совсем иначе», и «в этом есть большая опасность». Вторая – «риск тарифной войны между США и ЕС», в которой «экономические потери могут стать серьёзными для польской экономики». Геополитическая рулетка начинает закручиваться, и Варшаве предстоят трудные решения и ставки, чтобы Вашингтон не выплеснул её из европейской купели.
Станислав Стремидловский
Комментарии читателей (0):