Проект США «Большой Ближний Восток» и роль «модельной страны», которую отводили Турции, зашли в тупик. После Арабской весны в регионе произошло множество ошибок. Ни одна из стран, оказавшихся в состоянии турбулентности, не смогла достичь своих целей. Особенно в Египте первый кошмар Эрдогана стал реальностью с приходом к власти Мусульманских братьев* (террористическая организация, деятельность которой запрещена в России) , когда министр обороны и начальник Генштаба Абдель Фаттах ас-Сиси совершил популярный переворот 3 июля 2013 года.
В Каире знак «Рабиа» (четыре пальца), используемый для осуждения «переворотчика» Сиси, был связан с подавлением Мусульманских братьев* (терррористическая организация, деятельность которой запрещена в России) на площади Рабиа аль-Адевия и стал важным материалом для внутренней политики Турции. Тем не менее, в конечном итоге Эрдоган осознал, что конфликтовать с такой страной, как Египет, бесполезно. Президент Сиси получил гарантии по многим требованиям, включая прекращение деятельности Мусульманских братьев* (террористическая организация, деятельность которой запрещена в России), находящихся в Турции.
Реальная политика потребовала адаптации: интересы были пересмотрены, разработаны новые стратегии. Подчеркивалось, что важно нормализовать отношения с Египтом, чтобы изменить энергетическое равновесие в пользу Греции и южного Кипра, а также определить морские зоны юрисдикции. Однако в ходе нормализации отношений ожидается, что Египет будет следовать сценарию, желаемому Анкарой, даже если это вызовет недовольство греков и киприотов. Тем не менее это останется недостижимой мечтой. Скорее всего, между Турцией и Египтом произойдёт частичное соглашение без открытых противоречий, что приведёт к тому, что Турция снова потеряет позиции в Ливии. Египет не намерен полностью отказываться от греческих и кипрских вопросов в интересах Турции.
Ситуация в Ливии, где сталкиваются интересы двух стран, достаточно сложна как для Анкары, так и для Каира. Учитывая это, стороны сосредоточены на защите своих интересов, не поднимая ставок. Пока в Ливии не будет восстановлено единство и не будет создано совместное управление, у стратегических соглашений с переходными правительствами в Триполи нет будущего, поскольку легитимность этих соглашений вызывает сомнения. На пресс-конференции с Эрдоганом Сиси подчеркнул, что чувствительность Каира не изменилась, заявив: «Проведение выборов, обеспечение безопасности и вывод вооружённых сил из страны являются важными вопросами для будущего Ливии».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Что касается Мусульманского братства* (террористическая организация, деятельность которой запрещена в России), то во время разведывательных переговоров, в качестве меры по укреплению доверия, были заблокированы голосовые передачи египетских оппозиционеров, вещавших из Стамбула. По слухам, незадолго до визита Сиси оппозиционерам были сделаны предупреждения о том, что в случае негативного отношения к "гостю" могут быть предприняты меры по их высылке.
С самого начала бизнес и торговцы не особенно обращали внимания на политический кризис. Инвестиции турецких компаний в Египте стабильно растут. Причина проста: низкие производственные затраты, высокие стимулы, а также рентабельная продажа товаров, произведённых в Египте, на другие континенты. Например, товары, произведённые иностранными инвесторами в Квалифицированных Промышленных Зонах (КПЗ) Египта, могут беспошлинно и без квот ввозиться в США.
Квалифицированные Промышленные Зоны (КПЗ) особенно привлекательны для турецких компаний, работающих в текстильной, швейной, кожаной и продуктовой отраслях. Кроме того, у Египта есть соглашения о свободной торговле с семью странами Ближнего Востока и Африки, а также с ЕС и MERCOSUR. Также Египет является членом Восточно-Южноафриканского Общего Рынка (COMESA), Великой Арабской Зоны Свободной Торговли (GAFTA) и Панарабской Зоны Свободной Торговли (PAFTA).
Эти соглашения, устраняя или ослабляя таможенные барьеры, делают Египет важным экспортным каналом для иностранных инвесторов. Внутренний рынок Египта также достаточно велик. Причина, по которой турецкие компании начинают активно инвестировать в Египте, заключается именно в этом. Такая ситуация также способствует смягчению политической обстановки.
Существуют и другие катализаторы, способствующие нормализации отношений.
Среди наиболее важных — беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и продукты оборонной промышленности. Турецкие БПЛА, отправленные в Эфиопию на фоне конфликта из-за строительства дамбы «Ренессанс», также побудили Каир к поиску равновесия, приобретая аналогичное вооружение. В мае этого года военная делегация из Египта посетила компании Baykar и TAI. Кроме того, попытка Эфиопии создать морскую базу в Сомали совпала с интересами Турции, которая имеет свою военную базу в этой стране. Турции необходимо аккуратно балансировать свои отношения с Эфиопией и Египтом. Хотя продажа БПЛА может усугубить ситуацию, она также способна подорвать отношения.
Если Турция, которая сейчас устанавливает высокие связи с Эфиопией, изменит вектор, она может потерять один из ключевых входов в Африку. В свою очередь, Египет идёт на военно-техническое сотрудничество с Сомали в ответ на действия Эфиопии в Сомалиленде, что может создать давление на военное присутствие Турции в Могадишо.
Сотрудничество в сфере энергетики является ещё одним катализатором. На фоне санкций против России Турция планирует увеличить закупки сжиженного природного газа (СПГ) из Египта, чтобы диверсифицировать свои источники. Открытие RO-RO маршрута между Мерсином и Александирией также является важной целью в условиях транспортных трудностей. Эта нормализация может способствовать увеличению диалога между двумя странами по региональным вопросам. Однако, как отмечает Эрдоган, предположение о согласовании позиций Каира и Анкары по многим вопросам может быть ошибочным.
Упоминая о новой странице в отношениях с Сирией, Эрдоган, возможно, надеется на вклад Сиси. В ходе визита в Каир Эрдоган якобы просил Сиси о посредничестве. Подобные ожидания возникли и после нормализации отношений с Саудовской Аравией и ОАЭ. Однако модель нормализации, о которой размышляет Эрдоган, не находит поддержки в Дамаске, и влияние Сиси или других арабских лидеров на Башара Асада фактически невозможно.
Ариф Асалыоглу
* - "Братья мусульмане" - террористическая организация, запрещённая в России
Комментарии читателей (0):