Мировое внимание всё крепче привлекает к себе российская Казань

23 октября 2024  15:24 Отправить по email
Печать

На фоне саммита БРИКС и инсинуаций на Западе и в Киеве, где впали в истерику от приезда в Казань генсека ООН Антониу Гутерреша, обидевшись на его отказ посетить июньскую «украинскую конференцию» в Швейцарии, начинает меняться тон мировых СМИ. Причём, всё больше критических публикаций появляется на самом Западе. Например, Рено Жирар, колумнист французской Le Figaro, не сходя с антироссийских позиций по украинскому кризису, тем не менее констатирует провал политики Запада в таких вопросах, как удушение России санкциями и её дипломатическая изоляция, отмечая частичный успех лишь в поддержании на плаву режима Владимира Зеленского. При этом Жирар особо подчёркивает, что казанский саммит является «стратегическим прорывом» не только для России, но и для Китая. В копилку Москвы он помещает широчайшее международное представительство, совсем не похожее на искомую «изоляцию», а в том, что касается Китая, речь ведётся о последовательности шагов, предпринимаемых Пекином с целью подрыва господства американского доллара (правильнее его называть «долларом ФРС»). О том, как проходит саммит БРИКС и то, что происходит на его полях, рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.

Самое главное, на мой взгляд, что в центре внимания казанского саммита – не украинская тема, а вопросы мировой финансовой политики. Для этого формулировки по Украине, похоже, согласовали заранее, чтобы не отвлекаться. Информация об этом прошла ещё накануне официального открытия саммита. На предшествовавшей саммиту встрече лидеров России и Китая – президента Владимира Путина и председателя Си Цзиньпина – стороны, как признал помощник главы нашего государства Юрий Ушаков, уделили особое внимание вопросам развязки кризиса неплатежей. Известно, что эту тему, возникшую в прошлом году из-за введения США вторичных санкций против экономических субъектов, взаимодействующих с Россией, Путин и Си недавно обсуждали уже дважды. В Пекине, во время визита нашего лидера в Китай, и в Астане, в рамках саммита ШОС. Подробностей нет, но они «утекали» раньше и касались открытия российскими банками своих филиалов в КНР, а также расширения масштабов бартерных сделок. На днях появилась информация о разработке в России новой системы международных платежей за рамками долларового пространства, как раз под саммит в Казани. Ещё раз: подробностей пока нет, кое-что можно будет высмотреть между строк текста совместной декларации, которая ещё не опубликована. Так что не будем опережать события. Отметим только, что выстроившаяся в БРИКС очередь новых потенциальных членов и партнёров говорит сама за себя. И показывает, что диктат Запада всем надоел. Жирар в упомянутой публикации, кстати, подчеркивает, что:

Среди дурных манер Запада самыми отвратительными, по мнению БРИКС, являются санкции в коммерческой области. Объединение трактует их как несправедливые ограничительные меры и нарушение Устава ООН, который, по их мнению, даёт право на введение санкций только самой организации.

Отметим, что проблемы в платежной сфере не оказывают негативного влияния на российско-китайский товарооборот, который растёт прежними темпами, как подчеркнули оба лидера. Путин и Си также затронули стратегические вопросы.

Российско-китайское сотрудничество в мировых делах выступает одним из главных стабилизирующих факторов на мировой арене. Мы намерены и далее наращивать координацию на всех многосторонних площадках в целях обеспечения глобальной безопасности и справедливого миропорядка.

Будучи постоянными членами Совбеза ООН и крупными мировыми державами, Китай и Россия должны углублять всестороннюю стратегическую координацию, тесно взаимодействовать и координировать свои действия в рамках многосторонних структур, таких как ООН и ШОС. Москва и Пекин должны твёрдо защищать мировую систему, ядром которой является ООН, а также вместе поддерживать глобальную стратегическую стабильность и отстаивать международную справедливость.

Первая цитата принадлежит российскому лидеру, вторая – китайскому. Не зная, вполне можно перепутать. Они говорят об одном и том же, практически одними и теми же словами. Две ключевые мысли: стратегическая координация и стратегическая стабильность. Второе обеспечивается первым; отметим также, что именно о стратегической координации на днях Си Цзиньпин писал лидеру КНДР Ким Чен Ыну в порядке обмена поздравлениями с юбилеем дипломатических отношений двух стран. Поскольку происходит это на фоне резкого обострения военно-политической напряжённости на Корейском полуострове, совершённого южнокорейской стороной, можно вполне обоснованно предположить, что координация является предметом общей трёхсторонней повестки Москвы, Пекина и Пхеньяна. Причины прозрачны. В США не скрывают, что видят целью как раз стратегическую координацию двух ТВД – европейского и азиатско-тихоокеанского; не случайно на брюссельской встрече глав военных ведомств стран-участниц НАТО на днях присутствовали министры обороны Южной Кореи, Японии, Австралии и Новой Зеландии, напоминает политолог.

Если же копнуть американские источники, например, Foreign Affairs, официальное издание Совета по международным отношениям (CFR), то там буквально на днях появился материал, в котором утверждается, что в случае прямого военного столкновения США с Китаем, последний одержит верх ввиду отработанной координации с Россией, КНДР и Ираном:

Вашингтон тратит свои ресурсы на сдерживание Москвы, Тегерана и Пхеньяна, в то время как Пекин использует эту ситуацию для занятия лидирующих позиций на мировой арене.

Сомнений в том, что Москва и Пхеньян не останутся в стороне от такого конфликта, как видим, у американского автора нет, и это его откровенно удручает. А упоминание им Ирана говорит об увязке с двумя перечисленными ещё и третьего ТВД – ближневосточного. Понятно, что США очень сильно напрягаются в связи с перспективой заключения в ближайшее время в Москве российско-иранского договора, аналогичного российско-корейскому. Как знать, кстати, не поэтому ли американские спецслужбы слили в Сеть данные по израильским планам нанесения удара по Ирану. Возможно, Вашингтону просто не нужна конфронтация с Москвой из-за слетевшего «с катушек» предводителя сионистских ястребов в премьерском кресле. То есть на Западе вызывает главное опасение даже не столько российско-китайская ось безопасности, сколько выстраивание цельной архитектуры безопасности в масштабах Большой Евразии, где каждый из ТВД, интересующих США и Запад, надёжно перекрыт системой евразийского стратегического взаимодействия. Где надо двустороннего, а где надо – многостороннего; у берегов Японии военные корабли НОАК участвуют в российских стратегических военно-морских учениях «Океан-2024», российско-китайская группировка кораблей двух военных флотов появляется вблизи Аляски. Москва и Пекин прочно взаимодействуют в Мьянме, где на фоне прозападного переворота в соседней Бангладеш набирает обороты опосредованное вмешательство Запада в дела этой страны, подогревающее гражданскую войну. Наконец, у нас уже позабыто, что вслед за визитом в КНДР Путин в июне отправился во Вьетнам, где «оживил» такой же взаимно обязывающий договор, как и с Пхеньяном. Надо понимать масштабы взаимодействия России с Китаем, чтобы осмыслить поддержку Пекина этим действиям Москвы. По сути, вопреки некоторым нюансам, например, между Пекином и Ханоем, на востоке Евразии этим летом выстроена система коллективной безопасности и обороны всего побережья протяжённостью от Чукотки до Индокитая, подчеркивает эксперт.

Можно ли рассуждать об этой системе безопасности в категориях «перехвата» зон и «объектов» влияния одними союзниками у других? Нет, конечно! Во-первых, у той же КНДР 90% товарооборота завязано на Китай, а военное сотрудничество в рамках упомянутой Си Цзиньпином стратегической координации развивается и с Пекином, и с Москвой. Стабильность на Корейском полуострове – постоянный предмет разговора китайских и южнокорейских дипломатов на всех встречах, в любых форматах, даже с японским участием. Во-вторых, у трёх стран по сути унифицированные стандарты вооружений, которые обеспечивают взаимозаменяемость, дополняя друг друга. Плюс высокая совместимость военных школ, вышедших из единой, советской, а та – из русской «шинели». В-третьих, даже западные СМИ, оценивая перспективы и эффективность «политики альянсов», выстроенной США за годы президентства Джо Байдена, сокрушаются тем, что это ничего не дало, ибо через моря, отделяющие архипелаги, напротив, на материке, сложился такой же тройственный альянс, аналогичный оси Вашингтон – Токио – Сеул. Это ось Москвы, Пекина и Пхеньяна. Почему же такие мысли – насчёт «перехвата» - появляются и тиражируются, несмотря на их абсурдность? Очень просто: далеко не все у нас в стране, в том числе в экспертном сообществе, вдохновлены российским разворотом на Восток. Хватает и «еврофилов», настаивающих на «западной» принадлежности русской цивилизации; идут спекуляции на теме разорванной ещё тысячелетие назад «христианской общности», с которой современный Запад вообще давно распрощался, скатившись в сатанизм. И т.д. Словом, очередное «окно в Европу», пробитое стараниями перерожденцев в поздней советской элите, включая ельцинистов, мы сейчас успешно в очередной раз заколачиваем. Но если у человека, в том числе эксперта, глаза всё время косят на Запад, невзирая на «24-часовые» ультиматумы в наш адрес нацистских последышей, что с этим поделаешь? Ничего, чужая душа – потёмки, заключает Павленко; только не надо выдавать этот субъективизм за некую «объективность», которой он, разумеется, не является ни в какой мере.

Что ещё обращает внимание в контексте саммита БРИКС? Достаточно неожиданная, прямо скажем, военно-политическая разрядка между Китаем и Индией, которая из района непосредственной напряжённости в Гималаях вполне может перекинуться на двусторонние отношения в целом. Очень интересна и, добавим, показательна точка (про)зрения индийской стороны:

Ключевым фактором, заставившим Индию пересмотреть свою позицию, стала связь между США и нестабильным состоянием индийско-китайских отношений. …Если когда-то считалось общепринятым утверждать, что у США есть ключи к решению индийско-китайской проблемы, то сегодня это уже не столь очевидно. Вашингтон дал понять, что считает Индию скорее полезным инструментом в будущей конфронтации с Китаем, чем крупной державой с собственными законными геополитическими интересами и устремлениями. …Если США не изменят баланс сил в пользу Индии, а только внесут свой неоднозначный вклад в обострение отношений с Китаем в сфере безопасности, то индийским политикам следует максимально изолировать их геополитически.

И всё это на фоне саммита в Казани. Что если мы сталкиваемся с эффектом «встречного миротворчества», ибо в том, о чём пишет индийский автор, просматривается и российская аргументация? Бразильский президент Лула да Силва по состоянию здоровья участвует в саммите «по удалёнке», украинская тема, повторимся, – отнюдь не в топах повестки. Инициатива Пекина и Бразилиа, наделавшая немало шума, особенно в контексте сентябрьской встречи глав МИД БРИКС в Нижнем Новгороде, сыграла свою роль, отвернув от киевского «плана перемоги» внимание глобального Юга. Москва тем временем убедила Дели, особенно после вашингтонского саммита Quad (США, Япония, Австралия, Индия), что дальнейшее движение в этом направлении до добра не доведёт. И вот уже Пекин и Дели готовятся отвести от линии фактического соприкосновения (заменяющей границу) войсковые контингенты, которые находятся там со времен обострения 2020 года. Повторим, это только версия, но вполне имеющая право на жизнь. В целом же казанский саммит во многом превосходит ожидания по части формирования модели нового мироустройства, в которой западную гегемонию можно будет сдавать в архив, резюмирует обозреватель REX.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

mvv9338388
Карма: 319
23.10.2024 17:12, #51728
Спасибо, Владимир Борисович! Хорошая репетиция перед Упреждающим Ударом иипоследующими переговорами о разделе Мира победителями!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть