Cпецпредставитель Президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Борис Титов собрал в своём офисе ESG-актив - профильных топ-менеджеров крупнейших российских компаний. В совещании участвовали представители РУСАЛа, Сбербанка, Газпромбанка, ВЭБа, Росатома, «Норникеля», «Сибура», «Татнефти», «Металлоинвеста», «Еврохим», Х5 Group.
Все вместе собравшиеся искали новый путь России в повестке устойчивого развития. Через всё обсуждение сквозила одна мысль: с достижением Целей устойчивого развития (ЦУР) к 2030 году, принятых на уровне ООН, мир не справляется. Сформулированы они были в 2015 году, контрольным сроком исполнения установлен 2030-й, однако сейчас, когда большая часть пути уже пройдена, видно, что до желаемых результатов по-прежнему далеко.
Причиной тому стал чрезмерный разброс целей по тематике и несогласованность в принципах их финансирования. Если на старте недостающее финансирование оценивалось в 2,4 трлн долларов, то к 2024 году показатель не сократился, а вырос до 4 трлн. Госдолг развивающихся стран c 2010 года увеличивается в 2 раза быстрее, чем у развитых; 3,3 млрд. человек живут в странах, где обслуживание процентов по долгу превышает расходы на здравоохранение или образование. Денег на ЦУР попросту нет.
Отдельно взятая ЦУР №13 – борьба с изменением климата - не является исключением. Самые ярые критики даже называют «господствующий» способ решения этой цели новой неоколониальной политикой. Практически всё финансирование уходит на «зелёный переход», природные решения для сокращения выброса парниковых газов (леса, водная биосреда и т.д.) вытеснены альтернативной энергетикой. Климат изменится так или иначе, но на адаптацию к глобальному потеплению уходит всего 5% средств.
Предусмотренный Парижским соглашением 2015 года единый углеродный рынок так и не создан, зато взамен вводятся односторонние налоги (CBAM в Евросоюзе). На этом фоне выбросы СО2 продолжают возрастать, лишь глобальная экономическая пауза, наступившая в пандемию коронавируса, на какое-то время приостанавливала этот рост.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 10.11.24 Интернет обходится человечеству в 17 млн тонн выбросов углекислого газа ежегодно
- 17.10.24 Борис Титов: развитие базы «зелёной энергетики» в России будет возможно только после определения стимулов
- 16.10.24 Борис Титов: следующие 75 лет отношений России и Китая будут не менее дружескими, чем предыдущие
- 15.10.24 Михаил Делягин: «ковидобесие» вытеснило климатическую шизофрению
«Идти к выполнению целей устойчивого развития «всем миром» очень сложно, многосторонний подход всё равно подменяется их политизированным использованием для достижения односторонних выгод, — подчеркнул Борис Титов. - Россия, например, по многим ЦУР добивается большого прогресса, и российские компании могли бы делиться ESG практиками с развивающимися странами, но соответствующего механизма для этого нет. Наши достижения на площадке ООН не слышны из-за политического давления. Поэтому для России гораздо эффективнее было бы использовать региональные группы сотрудничества, сообщества «друзей с общими взглядами».
Одним из таких сообществ является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В её рамках, полагает Титов, можно будет сузить чрезмерный разброс ЦУР, одновременно с этим приблизив к реальности механизмы их финансирования. Наиболее практичным полем для экспериментирования представляется всё та же климатическая повестка.
Россия будет инициировать создание Совета по устойчивому развитию ШОС, который займётся выработкой альтернативной модели справедливого перехода к климатической нейтральности, напомнил спецпредставитель Президента. Такая модель должна предусматривать финансирование природных климатических проектов; создание инструментов поддержки мер по адаптации; и самое главное – выработку единой позиции по формированию глобального единого углеродного рынка с последующим продвижением её на международном уровне. Начало пути к последнему лежит в гармонизации инфраструктуры уже существующих углеродных рынков в рамках ШОС. То есть конкретизации и взаимному признанию методологий климатических проектов, взаимному признанию валидаторов и верификаторов, и как следствие - к взаимозачёту углеродных единиц. Также осталось совсем немного времени до 2030 года, когда будут пересматриваться Цели устойчивого развития, поэтому уже сейчас странам ШОС в рамках Совета по устойчивому развитию стоит начать обсуждение общего видения нового формата ЦУР.
«На практическом уровне подвижки начнутся не раньше 2030 года, когда ООН станет подводить итоги пятнадцатилетней кампании ЦУР, — признал Титов. - Однако будет очень полезно, если к этому обсуждению ШОС подойдёт уже со сложившимся непротиворечивым проектом. Это очень заметно усилит позиции Глобального Юга».
Россия, в свою очередь, в предстоящем торге имеет немало козырей. Например, в ходе обсуждения прозвучала идея о том, что в рамках проекта CORSIA наша страна может поставить условие авиакомпаниям, пролетающим по её воздушному пространству, приобретать российские углеродные единицы в счёт компенсации углеродного следа. Также российские углеродные единицы могут передаваться в другие страны для зачёта их «определяемых на национальном уровне вкладов (в сокращение выбросов)» в рамках статьи 6.2. Парижского соглашения.
Комментарии читателей (0):