Президент Франции Эммануэль Макрон, ранее прославившийся заявлением о «смерти мозга НАТО», в ходе Берлинского глобального диалога посулил подобную участь Европейскому союзу. По его словам, у Евросоюза есть всего два-три года, чтобы остановить тотальное доминирование США и Китая, иначе «ЕС может погибнуть, мы стоим на пороге очень важного момента». Броское замечание французского президента вызвало критическую реакцию в Германии и Польше.
Бывший польский премьер-министр, ныне – депутат Европейского парламента от оппозиционной партии «Право и Справедливость» (PiS) Беата Шидло, реагируя на фразу Макрона, написала в своём блоге, что «всё это правда». Жаль только, добавила она, что президент Франции «не упомянул о своей собственной роли и роли своих политических союзников в доведении ЕС до нынешнего состояния, Европу годами вели к нынешнему кризису, принимая идиотские решения, и вот теперь плач и ужас».
Пять «фатальных европейских ошибок» Макрона перечисляет немецкий журнал Focus. Во-первых, он пытается решить за счёт немецкого налогоплательщика проблему чрезмерных долгов французского и итальянского бюджетов. Во-вторых, хочет ликвидировать свободу торговли введением запретительных пошлин на китайскую продукцию. В-третьих, требованием от ЕС взять на себя роль лидера в климатической политике фактически обрекает его на деиндустриализацию. В-четвертых, то же самое пытается внедрить в финансовом секторе. В-пятых, способствует лишению Европы «её цифрового суверенитета».
«И Берлину, и Парижу становится все труднее идти на уступки, которые расстроят их избирателей, даже если страны выиграют от компромисса, – пишет портал Politico. – Французский президент сталкивается с расколотым Национальным собранием и набирающими силу ультраправыми. Тем временем немецкий канцлер Олаф Шольц, чья партия потерпела ряд поражений на местных выборах, готовится к общенациональным выборам, которые должны состояться в сентябре следующего года, но могут пройти и раньше, если его правительство развалится. В обеих столицах растет разочарование из-за неспособности сдвинуться с мертвой точки в вопросах существования ЕС».
Пожалуй, единственным вопросом, на котором сходятся Париж и Берлин, по крайней мере, вслух – это недопущение победы России в украинском конфликте и поддержка Украины «столько, сколько это будет необходимо». Однако этого слишком мало, чтобы «склеить» франко-немецкий тандем, региональные форматы типа Веймарского треугольника и, тем более, весь Европейский союз целиком. Даже по Украине есть различия. Берлин вынужден иметь дело с ростом недовольства немцами финансирования киевского режима и призывами восстановить контакты с Москвой. Париж в лице министра обороны Себастьяна Лекорню называет Россию сегодня «самым главным противником Франции».
При этом сразу после выступления на Берлинском глобальном диалоге Макрон созывает саммит Франкофонии, который не проводился уже 33 года. Agence France-Presse отмечает, что он призван укрепить статус Франции. Но в качестве главных потерь называет Африку, где «дружественные» правительства в Мали, Буркина-Фасо и Нигере «были заменены» силами, сотрудничающими с Москвой. Также отмечается ситуация в Ливане, «бывшей французской колонии, подвергающейся ежедневным израильским бомбардировкам», что вновь продемонстрировало отсутствие влияния Парижа на Ближнем Востоке.
Одним из главных гостей Макрона на саммите станет премьер-министр Канады Джастин Трюдо, чье правительство само переживает политический. И на днях президент Франции принял свою коллегу, президента Грузии Саломе Зурабишвили, вступившую в острый клинч с грузинским правительством. Фактически, география нынешних интересов Макрона находится за пределами Евросоюза. Не потому ли, что он уже смирился со своим прогнозом о возможной смерти ЕС и внутренне готов к этому?
Комментарии читателей (0):