Африка – это олицетворение мирового большинства, которое Россия видит в качестве центрального субъекта нового мирового порядка. И страны континента (не все, но многие) постепенно обретают эту субъектность, развивая отношения с теми, кто важен для их социального и экономического роста. О том, как России выстроить эффективную стратегию взаимодействия с африканскими странами, пишет Игорь Макаров, руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ.
За последние два года Африка превратилась в одно из ключевых направлений российской внешней политики. Россия с большим интересом следит за повышением статуса Африки в международных делах и рада ему содействовать. Колониальное прошлое континента и его наследие служат яркой иллюстрацией результатов многолетнего доминирования Запада. Континент, где сейчас проживает 1,5 миллиарда человек, а к 2050 году будет проживать 2,5 миллиарда – это олицетворение мирового большинства, которое Россия видит в качестве центрального субъекта нового мирового порядка. И страны Африки (не все, но многие) действительно постепенно обретают эту субъектность, перестают ожидать, что многочисленные проблемы континента решит кто-то другой, переходят к прагматичной внешней политике, выстраивая отношения с теми, кто важен для их социального и экономического развития.
Африка встаёт в полный рост. Как должное было воспринято вхождение Африканского союза в число членов «Группы двадцати». А мирная миссия африканских стран в отношении конфликта на Украине, хотя и была лишена шансов на практический успех, имела для континента огромное символическое значение: в прежние времена миротворческие миссии направлялись из Европы в Африку, теперь – наоборот.
В выстраивании российско-африканских отношений в последнее время достигнуты существенные успехи. На втором саммите «Россия – Африка» в 2023 году были представлены делегации 49 (из 54) африканских государств. Египет и Эфиопия вошли в БРИКС. Африканские государства не присоединились к санкциям против России (единичным исключением стала Либерия, согласившаяся на введение потолка цен на российскую нефть), и лишь считанное число из них посетило «мирную конференцию» в Швейцарии, организованную странами Запада. Создаются новые институты – например, Альянс государств Сахеля, состоящий из стран, настроенных на тесное сотрудничество с Россией. Растёт российско-африканская торговля. В 2023 году российский экспорт в Африку вырос на 43 процента и превысил суммарный экспорт в обе Америки. Минэкономразвития ставит цель удвоения товарооборота к 2030 году от уровня 2022 года.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
И всё же пока рано говорить о том, что российско-африканские отношения приобрели прочную основу и будут столь же динамично развиваться дальше. Как использовать импульс последних лет для системного расширения сотрудничества – в этом состоит ключевой вопрос, который, в частности, обсуждался на II Российско-африканской конференции Валдайского клуба 24 июля 2024 г. в Дар-Эс-Саламе (Танзания).
И первый ответ дан в самом названии Валдайской конференции: «Россия – Африка: стратегия сотрудничества в многополярном мире». Пока это сотрудничество развивается преимущественно ситуативно – как ответ на международно-политическую конъюнктуру. Россия находит относительно удачные ответы на попытки Запада настроить против неё африканские государства. Однако для выстраивания долгосрочного сотрудничества необходима проактивная стратегия, стыкующая ключевые вызовы, которые стоят перед африканскими странами, с российскими возможностями.
В первом приближении такие стыковки очевидны: Россия может быть полезна Африке для обеспечения продовольственной и энергетической безопасности, адаптации к изменению климата, развития инфраструктуры, распространения цифровых решений, добычи широкого круга полезных ископаемых, военно-технического развития. Однако эти направления должны быть привязаны к каждому конкретному субрегиону.
России пора переставать воспринимать Африку как пространство единых проблем и возможностей. Настало время осваивать колоссальное разнообразие континента.
Соотношение душевого ВВП самой богатой (Сейшелы) и самой бедной (Бурунди) стран в Африке почти вдвое выше, чем в Европе (Люксембург и Украина), а культурные различия между, скажем, Северной и Западной Африкой не уступают различиям между западной и восточной частями Азии. Ещё разительнее контрасты в сфере безопасности: если, к примеру, ЦАР и Республика Конго стабильно входят в число стран, наиболее опасных для путешественников, то уровень преступности в Руанде ниже, чем в Швейцарии.
Различные стратегии взаимодействия с африканскими странами необходимы не только в силу различий в их потребностях, но и потому, что субъектность, появлению которой в странах Африки так рада Россия, не ограничивается континентальным уровнем. Всё больше стран континента будет усиливать свой голос и рассчитывать на уважительный и предметный диалог не только в составе региона, но и сами по себе. В ЮАР – крупнейшей по размеру экономики африканской стране – уже активно ведутся дискуссии о том, что президенту не к лицу ездить на встречи с другими странами «в составе группы африканских лидеров», а надо развивать отношения в двустороннем формате. Это показывает, что площадки вроде саммита «Россия – Африка», оказавшиеся крайне успешными «для начала», могут несколько утратить эффективность в долгосрочной перспективе.
Кроме стратегии, Россия нуждается в новых инструментах экономического взаимодействия с Африкой. Ранее российско-африканская торговля зависела от глобальных трейдеров. Сейчас нужно организовывать логистику, страхование и финансовое обеспечение сделок самостоятельно. Необходимо создавать условия для расчётов в национальных валютах, подписания двусторонних соглашений о свободной торговле и организации «точек входа» в африканское экономическое пространство, через которые российские производители могли бы пользоваться всеми преимуществами Африканской континентальной зоны свободной торговли. Важно думать и об обратных потоках: африканский экспорт в Россию в 6,2 раза уступает российскому экспорту в Африку, и в долгосрочном плане такая ситуация не может быть устойчивой.
Наконец, России необходимо закладывать культурно-гуманитарную и кадровую основу долгосрочного взаимодействия с африканскими странами. Во многих из них ещё остался пласт представителей политической и интеллектуальной элиты, тесно связанных с Советским Союзом и традиционно симпатизирующих России, но он постепенно исчезает. Выстраивание нового через расширение научного, образовательного и культурного взаимодействия – это задача государственного масштаба. Возможно, Валдайский клуб поспособствует её решению.
Комментарии читателей (0):