Конфискация российских активов: политика против экономики

6 августа 2024  11:18 Отправить по email
Печать

Узаконивание возможности конфискации суверенных активов России, а также отказ российским владельцам замороженных активов в праве обращаться в американские суды за юридической защитой усугубит кризис доверия к западным юрисдикциям, резервным валютам и глобальной финансовой системе в её нынешней конфигурации. На этом фоне России следует активно инвестировать в собственную экономику, считает директор, в.н.с. Центра экспертизы санкционной политики Института международных исследований, заместитель декана Факультета международных отношений МГИМО МИД России Екатерина Арапова.

Одобрение Соединёнными Штатами в апреле 2024 года законопроекта H.R. 8038 «О достижении мира в XXI веке посредством силы» (21st Century Peace Through Strength Act), предусматривающего возможность конфискации российских суверенных активов, представляет серьёзный прецедент, который влечёт за собой целый ряд вопросов. Что означает принятое решение для глобальной экономики и сложившейся финансовой системы? Каковы перспективы тиражирования подобных решений внутри так называемого коллективного Запада? Насколько симметричным является российский ответ, воплотившийся в президентском указе № 442, устанавливающем специальный порядок компенсации ущерба, причинённого России Соединёнными Штатами?

Принятое решение противоречит не только нормам международного права, которое призвано гарантировать иммунитет суверенного имущества государств (а официальные резервы страны и имущество Центрального банка именно таковым и являются), но и собственному американскому праву, в частности Закону США «Об иммунитете иностранных государств» 1976 года.

Узаконивание возможности конфискации суверенных активов России, а также отказ российским владельцам замороженных активов в праве обращаться в американские суды за юридической защитой усугубит кризис доверия к западным юрисдикциям, резервным валютам и глобальной финансовой системе в её нынешней конфигурации.

Снижение доверия заставляет развивающиеся страны пересматривать политику в отношении финансовых активов Запада, что выражается в сокращении вложений в государственный долг (главным образом США), росте золотых запасов в структуре золотовалютных резервов (как основного инструмента хеджирования финансовых рисков), диверсификации структуры валютной корзины международных резервов, расширении расчётов в национальных валютах и развитии альтернативных платёжных систем.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

На протяжении почти десятилетия Китай уверенно сокращает вложения в американский государственный долг, и в последние три года данный процесс ускорился (владение американским долгом сократилось с 1,1 триллиона долларов в начале 2021 года до 800 миллиардов к середине 2024 года). За последний год сокращение в Саудовской Аравии составило 17 процентов – со 135 до 113 миллиардов долларов, в Мексике 27 процентов – с 93 до 68 миллиардов долларов, в группе стран за пределами двадцатки лидеров из числа держателей американского долга сокращение составило 8 процентов (с 1,46 до 1,33 триллиона долларов), причём обеспечивалось оно преимущественно выходом развивающихся стран из американских активов.

Разумеется, фактор антироссийских санкций не единственный, способствующий закреплению данной тенденции. Существенную роль сыграли и торговая война США и Китая, и внутренние дисбалансы в американской экономике, и политическая турбулентность в США, однако кризис доверия, спровоцированный политикой Запада, нарушением прав частной собственности и тиражированием практики вторичных санкций играет в данном процессе одну из определяющих ролей. И легализация практики конфискации российских суверенных активов без решения суда подтолкнёт незападные страны к выводу собственных резервов из крупных банков США, а по инерции – и ЕС.

Действия США определённо могут найти отклик и в других государствах западной коалиции, которые действуют с оглядкой на своего американского партнёра. Однако при оценке возможных последствий важно разделять законодательное оформление той или иной инициативы и правоприменительную практику. В данном случае принятый законопроект наделяет президента США «правом» принимать решения о конфискации российских суверенных активов, но не означает автоматической реализации данных мер. Как показывает практика (главным образом практика Канады, которая узаконила конфискацию активов подсанкционных лиц ещё в июне 2022 года, однако до сих пор не реализовала ни одного прецедента), претворение в жизнь законодательно оформленных решений может оказаться затруднительным в силу непроработанности процедурных вопросов.

В границах коллективного Запада можно сформулировать два возможных сценария развития событий.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
Как Вы относитесь к драпировке Мавзолея Ленина на Красной площади в Москве во время Парада Победы?
66.2% осуждаю
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть