Запад во главе с США десятилетиями вырабатывал правила, по которым жил весь остальной мир. Но правила, выработанные Западом, весь остальной мир не устраивают. Достаточно ли сильны страны БРИКС, чтобы утвердить альтернативный миропорядок, основанный на ценностях глобального большинства и ООН? Вопросом об этом задаётся старший эксперт в Институте политических и международных исследований (IPIS) Наби Сонболи в статье для Валдайского клуба.
Прежде, чем приступить к созданию альтернативного миропорядка, нам следует разобраться в недостатках мироустройства, существующего в настоящее время. Главная проблема состоит не в том, хороши или плохи его ценности или институты, а в том, как ими распоряжаются и как их применяют на практике. То, что в США называют «международным порядком, основанным на правилах», на самом деле является порядком, основанным не на общемировых правилах ООН, а на собственных правилах и интересах США.
Со стратегической точки зрения так называемые США+ (то есть Запад в целом и в особенности «Группа семи») раскалывают Европу, Ближний Восток и Восточную Азию. После холодной войны США и их партнёры попытались вовлечь Россию в экономическое сотрудничество и воспользоваться её энергетическими ресурсами в целях стабилизации глобальных энергетических рынков. Однако они исключили Россию, не допустили её к участию в европейских механизмах безопасности. Их пренебрежение интересами безопасности России привело к конфликту на Украине. На Ближнем Востоке они в течение более четырёх десятков лет препятствуют участию Ирана в любых механизмах, вводят против него экономические и политические санкции и, пусть и косвенным образом, грозят применением военной силы. Союзники США на Ближнем Востоке также пытались переложить на Америку расходы по обеспечению собственной безопасности, вовлекая Вашингтон в региональные и внутренние конфликты и тем самым подрывая стабильность всего региона.
В Восточной Азии они проделывают то же самое с Китаем. США получают выгоду от эксплуатации китайского рынка и от экономического сотрудничества с Китаем. Однако для извлечения военных преимуществ они нуждаются в конкуренции с Пекином. Вот почему в американских доктринальных документах Китай характеризуется как угроза безопасности США. Раздувая истерию вокруг этой «китайской угрозы», США пытаются препятствовать росту экономической мощи и влияния КНР. Извлекают свою выгоду из такого подхода и другие игроки.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Сочинение небылиц про угрозу со стороны России, Ирана и Китая, помогает правительству США выигрывать битвы за бюджет внутри страны, контролировать союзников за рубежом и вести подрывную деятельность против соперников.
Ведь гораздо легче из года в год добиваться принятия восьмисотмиллиардных военных бюджетов и убеждать народ в том, что «мы защищаем страну» от «неприятеля» (которого не существует в действительности), если придумаешь себе «врагов и соперников».
Навязывая тем или иным региональным или глобальным акторам роль «врага», США пытаются контролировать союзников и партнёров, а также оказывать на них влияние. Без такого нажима союзники США в Европе, на Ближнем Востоке и в Восточной Азии будут в гораздо большей степени заинтересованы в поддержании собственной стратегической автономии и проведении независимой внешней политики. Манипулирование союзниками и партнёрами позволяет США вести подрывную деятельность против соперников (Россия, Иран и Китай). Сосредоточенность на «угрозах» не позволяет соперникам США использовать имеющиеся возможности и реализовать свой экономический и стратегический потенциал.
В силу своего географического положения США всегда находились в стороне от региональных и мировых войн и конфликтов. Война для американской верхушки – это продолжение бизнеса другими средствами. В общей сложности 2,5 миллиона человек трудятся на американский ОПК в разных штатах США и ещё примерно столько же – на военных предприятиях союзников и партнёров.
По этой причине поддержка боевых действий на Украине, в Газе и других регионах является продолжением внутренней политики и военного бизнеса. Те, кто зарабатывает на конфликтах и нестабильности, не заинтересованы в том, чтобы положить им конец.
Именно деловой аспект конфликтов не даёт им окончательно угаснуть в Ираке, Афганистане, Йемене, Ливии, на Корейском полуострове... Именно поэтому США больше, чем любая другая страна, вовлечены в войны, происходящие в разных концах планеты: ведь издержки несут другие. Так что Северная Америка наслаждается миром и процветанием, тогда как другие части света погрязли в кровопролитии.
В политическом отношении США опираются на двойные стандарты. Они читают проповеди про мировой «порядок, основанный на правилах», но если мы посмотрим, как США и их союзники ведут себя на Украине и Большом Ближнем Востоке (в Ираке, Афганистане, Йемене, Сирии, Ливии, Палестине и так далее), то увидим, что их слова расходятся с делами. Позволено всё – нарушение прав человека и законов гуманности, оккупация, вторжения, разработка ядерного оружия и даже геноцид, – если этим занимаются США и/или их союзники и партнёры.
Ещё одним недостатком нынешнего международного порядка является расчёт на использование разрушительной военной силы и на распределение расходов на оборону среди союзников. За последние три десятилетия США не прилагали достаточных усилий для привлечения других (порой даже своих союзников) к выработке решений о начале войн и конфликтов. США создают небольшие коалиции и развязывают войны с использованием всей своей военной мощи, а потом организуют международные конференции в целях «миротворчества» и «распределения расходов». А когда другие не готовы сотрудничать и/или конфликты стоят чересчур дорого, США просто уходят, предоставляя другим расхлёбывать кашу, которую они заварили. Последний пример такого рода – Афганистан: издержки, которые понёс регион, и в особенности Иран, поистине огромны.
Последнее, но не менее важное – использование финансов и бизнеса в качестве оружия. Это новое средство в арсенале американского «порядка, основанного на правилах», вызвавшее отторжение не только во многих странах, но и среди западных компаний. Поскольку вести прямые конфликты слишком дорого, а западные сообщества не горят желанием их оплачивать, то США и их союзники всё в большей степени налегают на экономические и финансовые санкции, применяя их, чтобы навязывать свою волю и чтобы подрывать позиции всякого, кто «не с ними».
Таковы главные пороки существующего миропорядка. Впрочем, его трудно назвать порядком. Скорее это беспорядок, который не удовлетворяет многие страны, компании и общества и заставляет их проявлять интерес к поискам альтернатив на региональном и глобальном уровне.
Альтернативный порядок должен быть принят и одобрен глобальным большинством. Необходимо, чтобы такой порядок больше основывался на мировых ценностях и институтах ООН, в том числе на таких принципах, как невмешательство во внутренние дела, уважение к нормам международного и гуманитарного права и к правам человека, многополярность, неделимость безопасности, мирное развитие, мирное сосуществование, воспрепятствование применению односторонних принудительных мер, культурное разнообразие и так далее. Эти ценности более глобальные и всеобъемлющие, и их поддерживают государства – члены БРИКС. Впрочем, обладать общими ценностями – ещё не всё. Слова должны иметь вес. Достаточно ли сильны страны БРИКС, чтобы утвердить альтернативный миропорядок, основанный на ценностях глобального большинства и ООН? Да!
Почти все государства – члены БРИКС способны защитить себя военными средствами. В каждой из группировок – по три ядерных державы (США, Соединённое Королевство, и Франция в «Группе семи», Россия, Китай и Индия в БРИКС). Хотя члены «Группы семи» имеют доступ к более передовым технологиям, эти технологии не помогли им выиграть ни одной крупной войны со времён американского вторжения во Вьетнам. США проиграли во Вьетнаме, Ираке и Афганистане. Израиль, несмотря на использование самого передового оружия, поставляемого ему США, не в состоянии победить в войне против малой палестинской группировки. Никак не способствуют достижению серьёзных военных успехов и натовские поставки высокотехнологичного оружия на Украину.
Что касается экономики, то ВВП БРИКС+ превзошёл совокупный ВВП «Группы семи». В 2023 году доля БРИКС в мировом ВВП, рассчитанном по паритету покупательной способности, составила 32%, а «Группы семи» – 29%. В соответствии со статистическими данными МВФ, в 2024 году доля формирующихся рынков и развивающихся экономик (наиболее заинтересованных в реформировании мировой системы управления) в глобальном ВВП составит 59%, а доля развитых экономик – 40%. Страны БРИКС в совокупности обладают более ёмкими рынками и более значительными запасами природных ресурсов. У них более молодое образованное население и более высокие темпы экономического роста, чем в развитых странах.
В географическом отношении БРИКС+ присутствует на всех континентах и обладает более представительным составом, чем «Группа семи». Все члены G7 кроме Японии являются западными государствами, тогда как в БРИКС входят страны от Китая на Дальнем Востоке до Бразилии в Латинской Америке, от России на севере до ЮАР на юге, плюс посередине только что присоединившиеся Иран, Египет и Саудовская Аравия. У БРИКС+ есть возможность создать глобальную сеть, что очень важно для выработки общемирового свода правил. Однако, чтобы играть роль альтернативного центра по выработке правил управления миром, БРИКС+ предстоит разрешить некоторые застарелые проблемы:
Финансовые механизмы. С моей точки зрения, эффективность санкций, вводимых США и ЕС, зависит от существующих финансовых институтов, которые принуждают компании и целые страны к повиновению, а временами и к перевыполнению требований. Странам БРИКС необходимо создать свой собственный финансовый и правовой механизм для защиты государств-членов, а также национальных и прочих компаний, работающих в странах или со странами БРИКС в нарушение экстерриториальных законов и установок, которые навязываются всему миру Соединёнными Штатами и Европейским союзом.
Синергия. Уровень сотрудничества и координации между членами БРИКС не так высок, как в «Группе семи». Пока некоторые члены БРИКС (вольно или невольно) поддерживают введённые США и ЕС односторонние и многосторонние принудительные меры в отношении других стран, укрепляя тем самым нынешний международный порядок и власть США, не-Запад не примет БРИКС в качестве альтернативы.
Связанность. Связанность является третьей важной составной частью альтернативной системы управления миром. Ключевую роль в этом отношении играют транспортные коридоры, в частности в регионах, контроль США над которыми слабее, включая Шёлковый путь и коридор «Север – Юг», связывающий Индию, арабские и африканские страны с Центральной Азией, Кавказом и Россией через территорию Ирана.
Всеобъемлющая и неделимая безопасность. Безопасность нельзя сводить к вопросам военной и разведывательной деятельности. Очень важны вопросы экономической, социальной и информационной безопасности. БРИКС следует сосредоточиться на экономическом и социальном развитии в Западной Азии, Центральной Азии, Африке и Южной Америке. В эти регионы необходимо направлять больший объём инвестиций. Как структура, связывающая воедино развивающиеся регионы в разных концах света, БРИКС и вправду может стать альтернативным центром по выработке правил управления миром с опорой на принципы Устава ООН.
Комментарии читателей (0):