Моди в России: оценка 22-го двустороннего российско-индийского саммита

15 июля 2024  20:53 Отправить по email
Печать

Новость о визите премьер-министра Индии Нарендры Моди в Москву вызвала большие ожидания, учитывая, что последний двусторонний российско-индийский саммит состоялся больше двух лет назад. Это был первый государственный визит Моди после того, как он в очередной раз взял на себя управление страной. Геополитический сигнал приобрёл ещё большее значение, поскольку встреча почти совпала с саммитом НАТО в США. О значении встречи лидеров России и Индии размышляет научный сотрудник Факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Ниведита Капур в статье для Валдайского клуба.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди посетил Россию 8-9 июля в рамках своего первого двустороннего зарубежного визита после вступления в должность. Помимо прочего, это означало возобновление практики встреч на высшем уровне между двумя сторонами. Последняя такая встреча состоялась в декабре 2021 года, когда президент России Владимир Путин посетил Индию. Ранее, вскоре после инаугурации, премьер-министр посетил Италию для участия в саммите G7 13-15 июня, куда Индия была приглашена в качестве внешнего партнёра. В кулуарах он провёл двусторонние встречи с лидерами Италии, Японии, Великобритании, Германии, Украины и Франции. Но ни одна из этих встреч не была отдельным саммитом, как в случае с Россией.

Интерпретация сигналов

Сама новость о визите в конце июня вызвала большие ожидания, учитывая, что последний двусторонний российско-индийский саммит, которые должны проводиться ежегодно, состоялся больше двух лет назад. Это был первый государственный визит Моди после того, как он в очередной раз взял на себя управление страной. Поскольку после переизбрания Моди обычно в первую очередь наносил визиты соседям, приезд в Москву был воспринят как важный сигнал о многосторонней стратегии Индии. Путин также посетил Китай, Северную Корею и Вьетнам после своего переизбрания в начале этого года. Так как взаимодействие с Индией остаётся важнейшей частью стратегии России на Востоке, отсутствие взаимодействия на высоком уровне вызвало бы беспокойство в условиях напряжённых отношений с Западом.

Хотя министерство иностранных дел Индии явно стремилось не подчёркивать значение расписания визитов премьер-министра, оно всё же отметило, что саммит в Москве был крайне важен из-за двухлетнего перерыва. Визит был воспринят не только как подтверждение сохраняющейся важности России во внешней политике Индии, но и продемонстрировал необходимость придать новое направление стратегическому партнёрству в условиях турбулентности в международной системе. Для России этот визит также подчеркнул её нацеленность на взаимодействие с Востоком и продемонстрировал, что она не находится в изоляции. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков обрисовал настроения российской стороны, отметив, что Запад «ревнует» к встрече двух лидеров. То, что последовало с момента приземления Моди в Москве – неформальный ужин с Путиным, дружеские официальные переговоры, вручение премьер-министру Индии ордена Святого апостола Андрея Первозванного, – всё это вместе представляло картину дружеского общения, сердечного взаимодействия при наличии широкого обсуждения вопросов, волнующих обе стороны.

Геополитический сигнал приобрёл ещё большее значение, поскольку встреча почти совпала с саммитом НАТО в США. Но Индия стремится продолжать свою политику стратегической самостоятельности в отношениях с Россией. Это было видно по тому, что Индия подтвердила приверженность принципам территориальной целостности и суверенитета, но воздержалась при принятии резолюций ООН по конфликту на Украине, одновременно призывая к диалогу. Она участвовала в мирном саммите в Швейцарии, но не подписала итоговый документ, сославшись на необходимость присутствия обеих сторон конфликта. Подчеркнув роль России в энергетической безопасности Индии и дав резкий сигнал Западу по вопросу импорта нефти, Моди также подверг критике Москву.

За пределами оптики – суть визита

Было ясно, что после двухлетнего перерыва обеим сторонам есть о чём поговорить. Налицо продолжающееся сотрудничество в областях торговли, энергетики, обороны, ядерной, космической и сферах, что делает дальнейшее взаимодействие важным. Ценность, которую стороны придают друг другу в региональных и глобальных делах, в том числе в Афганистане, Западной Азии, Центральной Азии и так далее, также обеспечивает основу для дальнейшего взаимодействия.

Но несмотря на многочасовые дискуссии между лидерами, дружеский неформальный ужин, личную химию, следует отметить, что саммит завершился без какого-либо крупного соглашения, предоставив лишь видение будущего и сигналы о намерении продолжать строить близкие отношения. Двусторонние саммиты между Индией и Россией обычно являются платформой для громких заявлений. Так, в 2018 году была заключена рекордная сделка по поставкам оружия на сумму 5,5 миллиарда долларов, в 2019 году было подписано соглашение о создании совместных предприятий и производстве в Индии запчастей для военной техники, а в 2021 году было достигнуто соглашение о десятилетней программе оборонного сотрудничества, а также о встречах министров обороны и иностранных дел в формате «2+2».

Совместное заявление по итогам 22-го ежегодного российско-индийского саммита продемонстрировало, что в центре дискуссий оказались экономические связи. Отдельное заявление о развитии стратегических направлений российско-индийского экономического сотрудничества на период до 2030 года стало новым позитивным шагом, поскольку перечисляет те меры, которые стороны должны принять. Экономическое развитие будет продвигаться по девяти направлениям, среди которых устранение нетарифных барьеров и возможность создания зоны свободной торговли ЕАЭС – Индия, развитие системы двусторонних расчётов с использованием национальных валют, увеличение грузооборота с Индией за счёт запуска новых маршрутов Международного транспортного коридора «Север – Юг», Северного морского пути и морской линии Ченнаи – Владивосток, увеличение объёмов двусторонней торговли сельскохозяйственной продукцией, продуктами питания и удобрениями, развитие сотрудничества в ключевых отраслях энергетики, таких как атомная энергетика, нефтепереработка и нефтехимия, усиление взаимодействия в инфраструктурном и промышленном секторах, продвижение инвестиций в цифровую экономику, продвижение сотрудничества в сфере поставок медикаментов и гуманитарного сотрудничества.

Это обеспечивает обеим сторонам хорошую основу для укрепления экономических связей. Лидеры установили торговый целевой показатель в 100 миллиардов долларов к 2030 году. Однако документ не содержит каких-либо конкретных результатов и не указывает на решение давних проблем, в том числе по нетарифным барьерам. Не было также принято решения по какому-либо долгосрочному энергетическому контракту, хотя переговоры продолжаются, а глава «Роснефти» Игорь Сечин входил в состав российской делегации во время переговоров в Кремле. В документе не упоминаются опасения по поводу высокого дефицита торгового баланса, который достиг 57 миллиардов долларов в 2023–2024 годах из-за рекордного импорта нефти Индией, хотя министр иностранных дел Винай Кватра отметил, что Моди поднял вопрос об увеличении корзины товаров для расширения торговли и производственного партнёрства как способе дать толчок программе «Сделай в Индии».

В совместном заявлении также было упомянуто продолжение консультаций по вопросам функциональной совместимости систем финансовых сообщений, а это означает, что решение ещё не достигнуто. Переговоры по Соглашению о свободной торговле между Индией и Евразийским экономическим союзом прошли в марте 2024 года, что важно для урегулирования вопроса о тарифных/нетарифных барьерах в торговле. Стороны договорились продолжить развитие сотрудничества в сфере производства, обсуждение Соглашения о партнёрстве в области миграции и мобильности, содействовать инвестициям. В заявлении сотрудничество на Дальнем Востоке России и в Арктике, а также борьба с терроризмом выделены в отдельные разделы, что подчёркивает новый акцент на этих областях. Также предусматривается создание совместного рабочего органа по сотрудничеству на Северном морском пути для развития судоходства между Индией и Россией, что является шагом вперёд по сравнению с предыдущими заявлениями. Стороны также подтвердили своё внимание к расширению связей через коридор «Север – Юг» (INSTC), где за последнюю пару лет отмечается некоторый прогресс, а также через морской коридор Ченнаи – Владивосток. Ссылка на суверенитет и территориальную целостность в отношении INSTC является сигналом со стороны Индии в отношении инициативы «Пояс и путь», против которой она продолжает выступать. Сотрудничество в областях энергетики, атомной энергетики, космоса, науки и технологий продолжается, оставаясь важным компонентом двустороннего партнёрства.

Поскольку обе стороны стремятся перевести коммерческие отношения в области обороны в формат более развитого партнёрства, они подтвердили готовность поощрять совместное производство в Индии запасных частей, компонентов и так далее. Ожидается, что рабочая группа по технологическому сотрудничеству будет создана во время следующего заседания Межправительственной комиссии по военному и военно-техническому сотрудничеству. В ходе этого саммита не предполагалось подписания крупных оборонных соглашений из-за целого ряда факторов, включая продолжающиеся задержки поставок, ориентацию российского военно-промышленного комплекса на внутренние нужды и угрозу западных санкций. Однако ещё в 2023 году было подписано соглашение о разрешении производства запчастей российского происхождения в Индии. Сообщения о подписании логистического соглашения (RELOS) оказались преждевременными – сделка ещё не согласована. Моди получил заверения, что индийцы, которые вступили в российскую армию, будут уволены и отправлены домой, что было одним ключевых пунктов повестки дня со стороны Нью-Дели. Министр Кватра также отметил, что стороны хотели бы продолжить сотрудничество в области обороны, опираясь на достижения в сфере совместного производства вооружений, и что лидеры обсуждали этот вопрос.

Другими словами, хотя совместное заявление и охватывало обычные вопросы, оно не содержало каких-либо важных новых подвижек на двустороннем фронте. Помимо некоторых меморандумов о взаимопонимании, стороны также представили программу сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах на Дальнем Востоке России на период с 2024 года по 2029 год и принципы сотрудничества в Арктической зоне Российской Федерации. Детали программы не разглашаются за исключением того, что она создаёт основу для дальнейшего сотрудничества в областях сельского хозяйства, энергетики, горнодобывающей промышленности, рабочей силы, алмазов, фармацевтики, морского транспорта. Неясно, содержит ли она какие-либо конкретные предложения.

Заглядывая вперёд

Визит указывает на ту роль, которую стороны продолжают играть во внешнеполитических расчётах друг друга, и на то, в чём они видят ценность в продолжении взаимодействия на самом высоком уровне. Налицо и символизм, который трудно отрицать. В широком смысле оба лидера раскрыли своё видение двусторонних связей и сигнализировали о намерении продолжать сотрудничество. Ожидается, что развитие экономического сотрудничества укрепит уже существующее двустороннее взаимодействие в таких традиционно важных областях, как энергетика, космос, ядерная энергия и оборона. Предлагаемое открытие двух новых индийских консульств в Казани и Екатеринбурге указывает на желание Индии продолжать развивать существующие связи. Нельзя недооценивать и продолжающееся участие в многосторонних форумах меняющейся международной системы – ООН, G20, БРИКС и ШОС.

Но итоговые документы саммита также раскрывают масштаб предстоящих задач и проблем, связанных с трансформацией отношений, когда старые области сотрудничества ослабевают, а новые ещё не сформированы. Отсутствие конкретных решений показывает, что необходимо проделать большую работу, прежде чем можно будет сформировать устойчивую структуру индийско-российских экономических связей, несмотря на многократное увеличение импорта нефти. Развитие сотрудничества в сфере коммуникаций, развития российского Дальнего Востока, производства, зоны свободной торговли, не говоря уже о сдвиге оборонных отношений в сторону совместного производства, будет непростой задачей в условиях нестабильной международной системы, где Москва и Нью-Дели тяготеют к соперничающим державам.

Многостороннее взаимодействие, особенно в рамках БРИКС и ШОС наряду с Китаем, также останется под пристальным вниманием. Надо отметить, что Моди пропустил саммит ШОС в Астане в июле 2024 года на фоне напряжённых отношений с Китаем. В 2023 году Индия в качестве председателя провела саммит ШОС онлайн. Эти сложные двусторонние отношения создают проблему для эффективного функционирования группы. Ещё неизвестно, как расширенный БРИКС сформулирует свою повестку дня и поедет ли Моди в Россию во второй раз за три месяца на саммит в Казани в октябре. На фоне растущих разговоров о многополярном мире остаётся открытым вопрос, смогут ли БРИКС и ШОС добиться результатов, не сводящихся к ограниченным целям.

Индии пришлось приложить немало усилий, чтобы найти баланс в отношениях с Западом и Россией, дав понять, что она является не антизападной, а незападной страной. В то время как она по-прежнему обеспокоена растущим китайско-российским партнёрством на фоне опасений по поводу подъёма Китая, Россия настороженно относится к связям Нью-Дели с Вашингтоном. Продолжающийся конфликт на Украине ещё больше усложнил эту и без того сложную динамику, которая оказывает давление на партнёрство Индии и России.

Встреча на высшем уровне не уменьшила ни одну из этих проблем, но дала представление о том, что обе стороны ценят двусторонние отношения. Это также отражает понимание необходимости создания новых сфер двустороннего сотрудничества, чтобы справиться с изменениями во внутренней и международной динамике. Смогут ли стороны добиться соглашений и будет ли региональная и глобальная динамика способствовать или препятствовать этому процессу, пока неизвестно.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть