Готовится изгнание Грузии из Европы

Станислав Тарасов: позиции ЕС слабеют на Южном Кавказе
20 июня 2024  13:45 Отправить по email
Печать

Посол Евросоюза в Грузии Павел Герчинский сообщил, что вступление Грузии в Евросоюз практически заморожено. По его словам, тема ответных мер после принятия закона об «иноагентах» в Грузии будет обсуждаться на уровне министров иностранных дел ЕС в Люксембурге на следующей неделе.

«В настоящее время в отношениях между Грузией и Евросоюзом тяжелейший период, — отметил Герчинский. - Мы неоднократно повторяли, что закон «О прозрачности иностранного влияния» негативно повлияет на стремление Грузии к европейской интеграции. К сожалению, это произошло».

Евросоюз. ЕС. Иллюстрация: REX
Евросоюз. ЕС. Иллюстрация: REX
Факт возможного исключения Грузии из ЕС может стать событием как регионального, так и международного значения. Так, премьер-министр Армении Никол Пашинян после получения Грузией в декабре 2023 года статуса кандидата в члены ЕС говорил, что «это - эпохальное решение, так как меняется регион Южного Кавказа, характер отношений между странами региона», и что « Армении полезно это учесть». Он давал понять, что на Южном Кавказе ЕС будет укрепляться в двух из трех стран региона, имея в виду Грузию и, конечно, Армению. При этом Пашинян рассчитывал на то, что Брюссель будет играть более эффективную посредническую роль в его диалоге с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, и что начнется процесс выдавливания России, которая в этом том диалоге выступала в роли посредника.

Расчёт делался на то, что через Грузию проходят главные энергетические и другие коммуникации Азербайджана в Турцию, являющуюся на протяжении многих лет кандидатом в члены ЕС. И не только это. ЕС стал обращать повышенное внимание на проекты, предусматривающие независимые от России маршруты доставки товаров, энергетических, углеродных, а также транзитных продуктов из Китая.

В таком контексте для ЕС страны Южного Кавказа стали приобретать важнейшее стратегическое значение. При таком раскладе у Брюсселя появлялся соблазн загнать Баку «в угол», переориентировать полностью его внешнюю политику в сторону Европы через Турцию, которой можно было пообещать какие-то очередные европейские преференции. Анкаре предлагалось разыграть армянскую «карту» с учётом тесных энергетических взаимосвязей Азербайджана с ЕС. Кстати, не случайно одна из резолюций Европарламента называлась «О более тесных связях между ЕС и Арменией и необходимости мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией».

Но Брюсселю не удаётся грамотно и тонко выстраивать свою политику в отношении Анкары, и он стал сваливаться в привычную для себя колею санкций, блокируя возобновление взаимодействия при своем посредничестве в диалоге с Арменией и своей диалог с Турцией. Размещение миссии ЕС на армяно-азербайджанской границе, вместо того, чтобы снизить накал конфликтности в регионе, стало её повышать. Но когда в бой с подачи армянской диаспоры во Франции бросили Париж, ведущего игрока ЕС, всё стало ещё больше проваливаться, после чего ЕС решил отодвинуть регионализм и заменил его двусторонними, основанными на экономике, отношениями. Именно на этом этапе и произошел сбой ЕС в Грузии.

Эксперты до сих пор теряются в догадках, почему давление на Тбилиси началось в связи с законопроектом об иностранном влиянии, который стал оказывать повышенное инерционное влияние на дальнейший ход событий в этой стране. За этим скрывалось нечто иное, указывающее на стремление изменить власть в Грузии в ситуации быстро меняющейся геополитической обстановки в регионе. На наш взгляд, это связано с определённой перспективой, что транзит из Китая в Европу начнет проходить в основной массе через через Азербайджан и Грузию, в обход Армении. Поэтому нужно было ввести проблемы в отношениях между Грузией и Азербайджаном. Плюс к этому и то, что Тбилиси занял прагматическую позицию в отношении России на фоне западных санкций. Помимо этого Грузию стали обвинять еще и в том, что она стала хабом для поставок в Россию электроники в обход западных санкций.

Сама же Грузия оказалась в уникальной ситуации. Когда ей отказывали в получении статуса в ЕС, она негодовала, что ей отказывают в признании европейской идентичности. В Брюсселе рассчитывали, что затягивание с получением статуса станет стимулом для обострения политической ситуации в Грузии и реставрации прозападных сил. Не получилось. Теперь в Грузи негодуют, что ЕС навязывает ей колониальные приемы управления и исключает её из Европы.

Это - реальные признаки ослабления позиций Евросоюза в Закавказье. Помимо этого на самой низкой точке оказываются отношения между Азербайджаном и Францией, а Армения, как всегда, остаётся в одиночестве со своими устремлениями интегрироваться с Западом на фоне выскальзывания из рук евроатлантизма Грузии.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть