Ближний Восток - Закавказье: транспортные коридоры и острая геополитика

27 мая 2024  08:17 Отправить по email
Печать

Многие ожидали, что трагическая гибель президента Ибрахима Раиси внесет свои коррективы в отношения Ирана с сопредельными странами, а также отмечали риск, что определенная техническая пауза, связанная с выборами в Иране может вылиться в пересмотр позиций, достигнутых ранее правительством Раиси. Это понятно, поскольку Раиси разворачивал Тегеран в сторону Москвы не только в сфере политики. В экономической сфере, среди прочего, покойный президент Ирана олицетворял развитие МТК «Север - Юг», ставшего многосторонним субрегиональным проектом. Но сейчас появляется определенность.

Близкое к властям иранское информационное агентство Mehr опубликовало статью о том, что Тегеран остается верным договоренностям по транспортным, коммуникационным и транзитным коридорам, достигнутым с Азербайджаном не только в контексте развития двухсторонних отношений, но и в формате транспортного коридора «Север - Юг». Плюс к этому и так называемый «Аразский коридор», который соединит Азербайджан с Нахичеванью через территорию Ирана. Mehr сообщает, что для проекта уже выделен кредит в размере 49 миллиардов иранских риалов. Такой ход событий вроде бы снимает проблему беспокоящего Иран «Зангезурского коридора», с чем в Тегеране связывали возможное изменение границы между Ираном и Арменией. Теперь, как считают бакинские эксперты, «Армения оказывается на обочине коридора» Север-Юг». Но не будем спешить с выводами, поскольку иранская логистика не строится по принципу «или-или».

Иран не отрекся от инициированного им же еще в 2016 году транспортного коридора «Персидский залив – Чёрное море» через Армению и Грузию. Но он является не только дорогостоящим и сложным с точки зрения логистики, но и перегружен геополитикой. Армения активно дрейфует в сторону от России на Запад, а в Грузии Запад пытается снести правительство «Грузинской мечты». Поэтому пока только проект «Север – Юг» формирует «новую широкую неподконтрольную Западу геополитическую реальность».

Недавно Дели и Тегеран подписали долгосрочное соглашение об управлении портом Чабахар в течение следующих десяти лет с возможностью автоматического продления соглашения. При этом Индия впервые взяла на себя обязательства по управлению зарубежным портом, на который выходит коридор «Север-Юг». Мощности иранского Чабахара на побережье Аравийского моря позволяют индийским экспортёрам и импортёрам миновать при организации грузового транзита территорию недружественного ей соседнего Пакистана, в частности порты Карачи и Гвадар. Говоря иначе, появляется цепочка торговой коммуникации, охватывающей огромный регион. В итоге Иран, на который выходят коридоры «Север - Юг», и китайский «Один пояс, один путь» и потенциально «Персидский залив - Черное море» фактически превращается в торгово- экономический хаб, что неизбежно приведет к большим переменам в парадигме не только Ближний Восток - Закавказье. Тем более, что Тегеран делает успешные геополитические шаги: вступление в ШОС и БРИКС, перспектива присоединения к ЕАЭС в качестве постоянного члена превращает его в крупнейшего геополитического игрока на Ближнем Востоке. Но в узком смысле пока четко просматривается коммуникационная ось Россия – Азербайджан - Иран с выходом на Иран и Индию, и такой ход событий не устраивает Запад и, конечно, Турцию, в обход которой прокладываются новые логистические коммуникации на фоне азербайджано-иранского сближения.

Теперь главное реально оценить диапазон западных возможных контрдействий в ситуации, когда Россия, Азербайджан и Иран будут сталкиваться с одними и теми же проблемами и должны будут действовать как союзники. Именно в этом сейчас заключается главная особенность ситуации. В этой связи официальный представитель госдепа Ведант Патель заявил, что у Вашингтона «есть все основания, чтобы ввести жесткие санкции в отношении стран, участвующих в проекте «Север-Юг». Что касается соглашений между Индией и Ираном, то Патель считает, что они «не освобождены от возможных санкций со стороны Вашингтона».

США серьезно обеспокоены перспективами объединения глобального Юга и Севера с ключевым участием России и Ирана. Что касается Индии, то США намерены боле активно обхаживать правительство Нарендры Моди, заманивая его проектом экономического коридора «Индия – Ближний Восток – Европа» (IMEC). Но израильская портовая инфраструктура, которая должна была соединить Индию с Европой, выведена из игры. Более того, Вашингтон не может грамотно разыграть на Ближнем Востоке российскую, индийскую и китайскую «карты». Но пока на «шахматной доске» огромного региона расставляются только фигуры. Конкретная «игра» ведется пока только в Армении и в Грузии. Кто вступит в нее следующим?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть