Сегодня в Государственной думе снова выступил глава Минфина Антон Силуанов. Говорил о грядущих налоговых изменениях. В подробностях, но без упоминания ключевой информации – конкретных ставок по НДФЛ и налогу на прибыль (а, может, и по другим налогам), которые будут предложены.
Также сегодня в газете «Ведомости» по данной теме вышло интервью председателя комитета ГД по бюджету и налогам Андрея Макарова. Не скажу, что оно получилось чересчур информативным. Однако во всех этих действиях прослеживается одна закономерность. Помня печальный опыт т.н. «пенсионной реформы», которая вызвала, мягко говоря, негодование населения, соответствующие ведомства решили провести соответствующую информационную кампанию, подготовив граждан к объявлению конкретных параметров.
Впрочем, на мой взгляд, это лишнее. Грядущие налоговые изменения хоть и имеют пока что массу вопросов, на которые нет ответа, но концептуально являются правильными. Понятно, что (как и всегда) мы увидим (и уже сейчас видим) значительное количество неэффективных практик, но в настоящий момент, в целом, можно утверждать, что будет лучше, чем сейчас. Нынешняя налоговая система еще давно себя исчерпала, переход к прогрессивной шкале как для частных лиц, так и для компаний при серьезных налоговых льготах для ряда категорий необходим.
Итак, какими подробностями сегодня впервые поделился Силуанов.
Первый важный момент – с НДС делать ничего не планируется:
«Поддерживаем предложение депутатов и бизнеса, озвученное в рамках проведенных консультаций, не повышать ставки НДС, рост которых может привести к разгону инфляции».
Впрочем, подкорректирую главу Минфина. НДС – не столько разгон инфляции (хотя и это тоже), сколько налог на инвестиции. Совершенно неэффективная практика, которую необходимо заменить налогом с продаж. Но углубляться в тему сейчас не будем. Не повышают НДС – уже хорошо, и так повысили в 2018 году.
«Предлагаем сохранить уровень налогообложения НДФЛ доходов в виде процентов по депозитам. Это направлено на стимулирование граждан к формированию сбережений».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Тоже плюс. Хотя я скажу больше. Налог на проценты по банковским вкладам также является совсем не эффективной мерой. Особенно в наших условиях, когда ставка по депозитам практически всегда ниже ключевой (за исключением первых месяцев). Эти доходы еще и облагаются налогом, что стимулирует людей переходить в акции и облигации. Тоже важные направления, но чем меньше у банков пассивов, тем меньше будет объем кредитования экономики. Да, опять можно прочесть лекцию о необходимости других принципов функционирования финансового сектора, но к реалиям текущего дня все это относиться не будет.
Плюс Силуанов поддержал предложение спикера Госдумы Вячеслава Володина вывести участников СВО из-под действия новой прогрессивной шкалы НДФЛ. Логично, комментировать дополнительно даже не буду. Здесь все предельно просто.
Итак, на какие вопросы мы до сих пор не получили ответы.
Первое. Какой объем вычетов по НДФЛ будет предоставляться семьям с детьми. Это самый важный момент изменений в НДФЛ. Как правило при рождении нового ребенка материальное положение семьи ухудшается. Понятно, что рожают не из-за налоговых вычетов, но для многих подобная мера (при нормальных условиях) станет дополнительным стимулом при принятии соответствующего решения. Если есть возможность это сделать – необходимо пользоваться по-максимуму.
В идеале, конечно, необходимо считать не доход отдельного физ лица, а суммарный доход домохозяйства, делить на количество членов семьи и ранжировать в зависимости от этого уровень налога. Вплоть до обнуления для семей, скажем, с пятью и более детьми.
Второе. Важно, чтобы дополнительные средства шли на конкретные социальные программы и проекты экономического развития. Только тогда будет получен максимальный эффект, что подтверждается опытом действующей с 2021 года ставки в 15% на доходы свыше 5 млн рублей в год.
Приведу конкретные цифры. Изначально объем дополнительных налогов (15% от >5 млн рублей) по плану должен был составить 60 млрд рублей. Уже в первый год (2021 г.) было собрано 90 млрд рублей, в 2022 г. – 149 млрд, в 2023 г. – 159 млрд. Инструмент в том числе работает и потому, что люди прекрасно понимают, куда идут эти дополнительные средства. Уверен, в ходе текущих налоговых изменений необходимо предусмотреть нечто подобное, представив, скажем, список конкретных экономических проектов под целевое финансирование или же список социальных проектов.
Третье. И Силуанов, и Макаров говорят о необходимости более справедливого налогового перераспределения среди регионов. Концептуально согласен. Однако что это будет за перераспределение? Представим, что ставка налога на прибыль увеличилась до 25% и теперь уже не 17%, а 22% от прибыли направляется в региональный бюджет. Но это совсем не отвечает задачам перераспределения. Доходы регионов-доноров вырастут сильнее, чем реципиентов.
И опять мы подходим к необходимости использования целевых инструментов. Например, эти дополнительные доходы можно направлять на конкретные проекты экономического развития в депрессивных субъектах, либо предоставлять субсидии тем компаниям, которые в них инвестируют. Да, обещают также представить систему налоговых вычетов для тех, кто вкладывает в реальный сектор экономики, но деталей еще нет.
Четвертое. Будет ли происходить индексация уровня налоговых отсечек? Если сейчас более 80 тысяч рублей получает значительное количество граждан, но совсем не большинство, то через пять лет, учитывая рост номинальных зарплат, ситуация может сильно измениться. А цены уже не будут прежними. Поэтому, конечно, если не ежегодно, то хотя бы раз в три года необходимо пересматривать уровень.
В общем, до сих пор по теме налоговых изменений остается больше вопросов, чем ответов. Подробности постепенно появляются, но ждем конкретной информации.
Комментарии читателей (0):