От того, как будут поддерживаться, наполняться новым содержанием и развиваться доверительный диалог в формате «Центральная Азия плюс Россия», а также сложившееся между сторонами многоплановое сотрудничество, зависит не только благосостояние народов шести стран, но и во многом мир и стабильность в Евразии. Об этом пишет профессор Академии государственного управления при президенте Таджикистана и Института Тайхэ (Китай), доктор политических наук, генеральный секретарь ШОС (2016-2018) Рашид Алимов в статье для Валдайского клуба.
Мощные ветры перемен оказывают непредсказуемое влияние на современный международный контекст, который, постоянно меняясь, медленно, но верно кристаллизуется в новый миропорядок. Планета бурлит. По оценке The International Institute for Strategic Studies (IISS, Международного института стратегических исследований), в 2023 году в мире шло 183 региональных вооружённых конфликта. Это не только мрачная картина роста войн и насилия во многих регионах планеты, но и рекордный показатель за последние тридцать лет. Невиданный ранее масштаб и опасный характер приобрела геостратегическая конкуренция. Углубляющийся глобальный раскол среди постоянно действующих членов Совета Безопасности ООН, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, отражается на всех государствах – членах ООН и положении в мире. Очевидно, что становление нового справедливого миропорядка проходит через тяжелейшие испытания.
На этом фоне отношения между Россией и государствами Центральной Азии отличаются стабильностью, высоким уровнем доверия и взаимного уважения и, по сути, носят привилегированный характер. От того, как будут поддерживаться, наполняться новым содержанием и развиваться двусторонний и многосторонний доверительный диалог в формате «Центральная Азия плюс Россия», а также сложившееся между сторонами многоплановое сотрудничество, зависит не только благосостояние народов шести стран, но и во многом мир и стабильность в Евразии. Как успехи, так и проблемы каждой из сторон неизменно отражаются на других партнёрах. Беспрецедентные вызовы и угрозы, с которыми Россия встретилась в последнее время, включая обрушенное «коллективным Западом» санкционное цунами, не сломили Россию и дух сотрудничества со странами Центральной Азии ни в одном из существующих форматов. Это подтверждает гранитную прочность сложившихся отношений между Россией и странами региона в новую эпоху, а также бесперспективность попыток внести в них раскол. Гранит, как известно, устойчив к внешнему воздействию и не плавится.
В России и странах Центральной Азии одинаково ценят мир и бережно к нему относятся. Общая великая Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и священная память о героическом подвиге навеки сцементировали дружбу между народами России и Центральной Азии. Участие всех пяти лидеров стран региона в параде Победы на Красной площади 9 мая 2024 года – наглядное тому свидетельство. Предстоящий 2025-й – юбилейный год, год 80-летия Великой Победы над фашизмом и окончания Второй Мировой войны. Важно в полной мере воспользоваться подготовкой к юбилею Победы для того, чтобы донести до самой широкой общественности, в первую очередь до молодёжи, правду о неумолимой победе добра над злом, справедливости над беззаконием.
О молодёжи
Политические и социально-экономические потрясения, сложная международная обстановка, характеризующаяся ростом террористической активности и воинствующего экстремизма, – эти и многие другие факторы, обостряют вызовы, с которыми сталкивается молодёжь Центральной Азии и России. Неокрепшее сознание молодых людей становится объектом целенаправленного воздействия со стороны разного рода террористических организаций и экстремистских групп, в том числе нашедших убежище на территории Афганистана. Их главная цель – разрушить морально-нравственные устои и общепринятые нормы поведения, навязать чуждую для национальных ценностей идеологию, посеять ядовитые зерна вражды и злобы, вовлечь юношей и девушек в свою разрушительную деятельность. Это напрямую угрожает миру и стабильности в Евразии, уводит молодёжь от перспектив на самореализацию и достойное будущее.
Непростая социально-экономическая обстановка в мире и регионе требует особо пристального внимания к молодёжи. В 2023 году главы государств Центральной Азии, в которых проживает свыше 38 миллионов молодых людей (половина от численности населения региона), договорились о проведении общей молодёжной политики, которая включает около двадцати направлений. Соглашение на эту тему было принято впервые, что свидетельствует о выделении молодёжной проблематики в число приоритетных в регионе.
Энергия молодёжи может дать мощный импульс развитию региональной экономики. Важно, чтобы эта энергия была направлена в созидательное русло, для создания более безопасного и более справедливого мира.
Такие глобальные мероприятия, как Всемирные фестивали молодёжи и Игры будущего, инициированные Россией, предоставляют уникальную возможность завязать дружбу между молодыми лидерами из всех континентов, обсудить совместные планы в сфере бизнеса и спорта, науки и новых технологий, культуры и спорта. Делегаты из стран Центральной Азии воспользовались этим, а лидеры Казахстана и Узбекистана предложили провести следующие Игры будущего в их странах. Это наглядный пример того, как социальные инициативы России отражаются на укреплении сотрудничества, вовлечении молодёжи в процессы, обращённые в будущее. Поощрять диалог и взаимопонимание между молодыми людьми России и стран Центральной Азии – не только неотложная задача, но и залог того, что отношения между Россией и странами региона будут двигаться в будущее стабильным, устойчивым образом и в интересах всех сторон.
Для молодых людей стран Центральной Азии Россия была и остаётся самым притягательным и престижным местом для получения высшего образования. В пятёрку государств, из которых на учёбу в Россию направляется наибольшее число студентов, входят Казахстан, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан; десятое место занимает Киргизия. На них, по данным российских источников, приходится больше половины из 355 тысяч иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Во многом это связано с хорошим знанием русского языка.
О русском языке
У русского языка глубокие корни в странах Центральной Азии. Он выполняет исключительно важную социальную и культурную миссию, активно используется как средство межнационального и международного общения, что нашло отражение в конституциях центральноазиатских государств.
Считается, что за годы независимости русский язык утратил свои позиции в регионе. Однако эта оценка не совсем объективно отражает положение дел. Всесоюзная перепись населения 1989 года показала, что накануне развала Советского Союза русским языком свободно не владели 37% казахов, 63% киргизов, 70% таджиков, 72% туркмен и 87% узбеков. В основном это были жители сельских и отдалённых районов. По современным оценкам различных исследователей, за годы независимости уровень знания русского языка среди населения региона не уменьшился, а наоборот, увеличился, причём в некоторых странах (например, в Казахстане) почти вдвое. При этом важно иметь ввиду, что по сравнению с 1989 годом население Узбекистана, Таджикистана и Туркмении почти удвоилось.
Достигнутое за годы независимости – результат последовательных усилий лидеров и правительств стран Центральной Азии, которые уделяют повышенное внимание изучению русского языка наряду с государственным. Во многом благодаря этому язык Пушкина и Достоевского не воспринимается в регионе как иностранный. Однако в отдалённой перспективе может стать таковым в силу различных причин – сокращения объёмов трудовой миграции, отсутствия преподавателей русского языка (их острый дефицит не первое десятилетие ощущается в регионе не только в школах, но и в вузах), сужения информационного пространства на русском языке и так далее.
Важно, что Россия всячески поощряет и поддерживает усилия по сохранению интереса к русскому языку. В регионе строятся школы с российской программой обучения, действуют двадцать пять филиалов ведущих российских вузов с перспективой увеличения их числа. По квотам российского правительства учится каждый третий студент из Центральной Азии. «Послы русского языка», пусть и не в большом количестве, являются желанными гостями в регионе. Со стороны России оказывается также содействие в подготовке национальных кадров – преподавателей русского языка в школах стран Центральной Азии.
Тем не менее проблемы существуют – равно как и пути их решения. Тема русского языка, как правило, обсуждается на самом высоком уровне, поскольку носит межгосударственный характер. Принимаются соответствующие решения. Большие ожидания на этом направлении от усилий Россотрудничества, деятельность которого в странах Центральной Азии весьма эффективна, но такая задача неподъёмна для одного ведомства. Важно помнить, что, когда речь идёт о языке, выступающем главным носителем культуры, необходимо минимизировать бюрократию и дать простор гибкости и эффективности. 225-летие Пушкина – уникальная возможность для того, чтобы донести очарование русского языка до каждого, кто в странах Центральной Азии стремится быть участником диалога цивилизаций и говорить на одном из официальных языков ООН, ШОС и СНГ.
О диалоге культур
В современных условиях как никогда необходимо всячески поддерживать и взаимообогащать межкультурный диалог между Россией и странами Центральной Азии, который выступает важным фактором укрепления российско-центральноазиатских отношений. Насыщенная духовно-культурная почва Центральной Азии издавна привлекала внимание выдающихся русских учёных-востоковедов и исследователей. Николай Пржевальский, Василий Бартольд, Алексей Федченко, Александр Семёнов, Иван Мушкетов, Василий Ошанин и многие другие учёные (всех не перечесть) внесли значительный вклад в изучение истории, археологии, этнографии региона. Многие из их трудов входят в сокровищницу мирового востоковедения, а их имена навечно вошли в общую историю науки России и Центральной Азии.
На протяжении целого столетия поддерживался и развивался диалог между деятелями кино России и стран региона. Примечательный факт: ровно 90 лет тому назад, в 1934 году, группа московских писателей и драматургов – Виктор Шкловский, Всеволод Вишневский, Лев Кулешов и Осип Брик – открыли в Душанбе курсы киноактёров и сценарную мастерскую для таджикских писателей. Во время Великой Отечественной войны в Алма-Ате работали студии «Мосфильм» и «Ленфильм», а в Душанбе были эвакуированы «Союздетфильм» и Одесская киностудия, а также 17 театров вместе с такими знаменитыми актёрами, как Фаина Раневская и Рина Зелёная, Борис Тенин и Борис Андреев, Георгий Миллер и Сергей Мартинсон. За время эвакуации между российскими и таджикскими кинематографистами было налажено тесное творческое взаимодействие. Было снято 15 художественных и свыше 100 хроникально-документальных фильмов. В наше время примеры такого эффективного сотрудничества единичны. На память, в частности, приходит выпускник ВГИКа, талантливый таджикский кинорежиссёр Бахтиёр Худойназаров, совместно с российскими киномастерами выпустивший целый ряд художественных фильмов, ставших ярким событием в мировом кинематографе. Очевидно, что сотрудничество в сфере кинематографа может быть весьма полезным и перспективным, принимая во внимание более чем столетний опыт российского кинопроизводства.
Насколько многогранны и многолики культура и искусство России и стран Центральной Азии, настолько широки и безграничны возможности межкультурного диалога и сотрудничества. За годы независимости в странах Центральной Азии мощную энергию набрал процесс возвращения к истокам уникальных национальных культур и традиций, их бурное возрождение. За последние двадцать лет от стран Центральной Азии в Список Всемирного культурного наследия были включены 47 памятников и объектов. Регион переживает настоящий туристический бум. К примеру, за последние четыре года количество поездок российских туристов в Узбекистан увеличилось более чем в 10 раз – с 37 тысяч до 403 тысяч человек, а количество туристов из России, посетивших Таджикистан в 2023 году, выросло на 92,8% по сравнению с 2022 годом – до 262,4 тысячи человек. Увеличилось и число граждан Центральной Азии, посещающих Россию с туристическими целями. Судя по всему, такая тенденция сохранится и будет укрепляться. В интересах России и стран Центральной Азии поднять роль культурно-гуманитарных связей на качественно новую ступень, что будет способствовать углублению взаимопонимания и развитию традиционной вековой дружбы. Укрепление культурной общности, расширение знаний друг о друге в новую эпоху необходимы для упрочения связей в интересах совместного развития.
О формате «Центральная Азия + Россия»
В последние годы атмосфера в Центральной Азии коренным образом изменилась, наполнилась духом взаимного доверия и предсказуемости, совместными планами на региональное будущее. Благодаря мудрости и дальновидности лидеров, их политической воле верх взяли интересы консолидации, добрососедства и дружеского общения. Консолидированный взгляд глав государств Центральной Азии на мирное и процветающее будущее региона стал несущей конструкцией Консультативных встреч, инициированных в 2017 году президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым. Открытый, доверительный и конструктивный диалог лидеров стран Центральной Азии открыл магистральную дорогу к устойчивому, экономически развитому и процветающему региону, в котором по прогнозу ООН к 2050 году будут проживать свыше 100 миллионов человек.
Совместными усилиями Центральная Азия шаг за шагом превращается в пространство новых возможностей в экономике и торговле, инвестициях и науке, инновациях и технологиях. Как было отмечено на юбилейной пятой встрече лидеров стран региона в городе Душанбе в сентябре 2023 года, за пять последних лет внутрирегиональный товарооборот вырос более чем на 80% и успешно преодолел планку в 10 миллиардов долларов. Эксперты считают, что при полной реализации транспортно-логистического потенциала и укреплении транспортной связанности, товарооборот внутри региона уже в ближайшее время может достигнуть 15 и даже 20 миллиардов долларов. Страны Центральной Азии, как известно, не имеют выхода к морю, но попутный ветер дует в их экономические паруса. Важно, что Россия всецело поддерживает усилия, направленные на укрепление суверенитета центральноазиатских стран и создание условий для поэтапного формирования экономически процветающего региона в Евразии.
Первый саммит «Центральная Азия + Россия», прошедший в Астане в середине октября 2022 года, подтвердил особый привилегированный статус отношений между сторонами и взаимную заинтересованность в их выводе на качественно новый уровень. Страны Центральной Азии видят в России испытанного временем верного друга, надёжного стратегического партнёра и союзника, вместе с которым можно и нужно строить будущее. План совместных действий, принятый по итогам первого саммита, стал своеобразной «дорожной картой» по выводу сотрудничества России и стран региона на качественно новый уровень. План предполагает запуск работы шести экспертных площадок в областях торговли, транспорта и коммуникаций, в сферах науки и образования, гуманитарного сотрудничества. Программа стимулирования промышленной кооперации стран Центральной Азии и России призвана создать благоприятные условия для совместных предприятий и обмена опытом.
Для России укрепление связей с регионом в разных форматах – дело не новое. Как известно, все страны Центральной Азии входят в Содружество Независимых Государств; две страны – Казахстан и Киргизия – в Евразийский экономический союз, где Узбекистан является наблюдателем; три страны (Казахстан, Киргизия и Таджикистан) – в Организацию Договора по коллективной безопасности; четыре страны – Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан – вместе с Россией и Китаем являются соучредителями Шанхайской организации сотрудничества, созданной в июне 2001 года. Важно отметить, что ещё в июле 2000 года в городе Душанбе при обсуждении целей и задач новой региональной организации универсального комплексного типа, главы «шанхайской пятёрки» предложили сфокусировать своё внимание прежде всего на проблематике Центральной Азии. Другими словами, регион изначально виделся для отцов-основателей ШОС ядром организации. За два с лишним десятилетия ШОС превратилась в трансрегиональное объединение всемирного значения, которое стыкует огромные геополитические пространства, выходящие далеко за рамки Евразии. В тоже время в процессе расширения и трансформации фокус ШОС не сместился, а проблематика Центральной Азии остаётся в числе особых приоритетов государств – членов организации. Большая заслуга в этом России и Китая, которые проявляют большую заинтересованность в кооперации со странами региона в противодействии угрозам распространения экстремизма и международного терроризма, а также в экономическом развитии государств Центральной Азии. Это не мешает им углублять отношения со странами региона в созданных ими новых форматах «5 + 1».
У формата «Центральная Азия и Россия» есть свои особенности. Во-первых, у России богатейший опыт партнёрских и союзнических отношений со странами региона. Во-вторых, этот формат – единственный, который охватывает все страны региона, что даёт возможность ведения углублённого диалога со всеми вовлечёнными акторами одновременно. В-третьих, широкоформатный диалог «Центральная Азия + Россия» сформировался на фоне центростремительных процессов внутри региона и сложной геополитической и геоэкономической ситуации в мире. Другими словами, формат «Центральная Азия + Россия» – это уникальная возможность для всех вовлечённых сторон сформировать совместное стратегическое видение перспектив укрепления сотрудничества, не направленного против третьих сторон, но обращённого в общее будущее.
Комментарии читателей (0):