Правительство России готово оперативно рассмотреть предложения комитета Государственной думы по промышленности и торговле о повышении утилизационного сбора на автомобили и спецтехнику, заявил первый вице-премьер Денис Мантуров. Новость об этом комментирует Telegram-канал «Чёрный лебедь».
В вопросе утильсбора Мантуров встаёт на одну сторону с лоббистами «АвтоВАЗа», по сути повторяя то, что на этот счёт в марте-апреле говорили представители российского автоконцерна: мол, такая мера поможет защитить отечественных автопроизводителей, а также простимулирует вложения иностранных инвесторов в российскую автомобильную отрасль.
Но разве здесь не получается противоречия? Если действительно повышенный утильсбор приведёт иностранные «автомобильные» деньги в Россию, то это лишь усилит конкуренцию для отечественных производителей. Очевидно же, что иностранцы в основном будут вкладываться в развитие своих брендов, а не российских. Тогда зачем повышать утильсбор?
Говорят, что это защитит отечественных автопроизводителей, поскольку им из бюджета компенсируется этот сбор, а поставщикам иностранных авто – нет. Но и тут есть нюансы.
Один из них – это степень локализации. Например, у «Москвича» она не очень высока, а значит продукция и этого завода может оказаться под негативным воздействием утильсбора и неполной компенсации его из бюджета.
Другой нюанс – особенность данного рынка. Автомобиль – не повседневная покупка как хлеб, например. Поэтому эластичность спроса по цене ведёт себя иначе. С одной стороны, потребителю легко отказаться от идеи покупки автомобиля в принципе. С другой стороны, тот же потребитель может проявить упёртость и купит полюбившийся ему автомобиль, даже если ценник на него сильно вырастет. Нельзя также забывать, что то же льготное автокредитование каким-то чудом распространяется и на некоторые китайские иномарки.
Наконец, на потребителя нельзя давить в духе: «Не хочешь покупать отечественный автомобиль? Мы заставим». Не заставите. Так это не работает.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Ведь в августе 2023 года утильсбор уже поднимали на легковые авто: в зависимости от объёма двигателя он вырос в среднем в 1,7-3,7 раза. И что мы видим? На продукцию «АвтоВАЗА» приходится лишь 9 из 100 рублей, которые потребитель в России отдаёт при покупке автомобиля. Не очень впечатляющий результат.
Потом, соревноваться с китайским автопромом подъёмом утильсбора – это явно путь в никуда. Китайский бюджет сможет поддержать своих производителей авто не в меньшей степени, чем российский – отечественных, а это значит, что китайские автомобили всё равно будут конкурентны по соотношению цена/качество.
Здесь нужна определённая стратегия, которая должна сочетать интересы всех: потребителя, бюджета в плане получения налогов и сборов, экономики в целом, включая взаимоотношения с ключевыми внешними деловыми партнёрами.
Надеемся, что обновлённая стратегия в ближайшее время появится, так как предлагаемое очередное резкое повышение утильсбора (в 1,8 раза) очевидно не понравится китайским товарищам. И вряд ли стоило эту тему поднимать в таком ключе тогда, когда предстоят переговоры на высшем уровне о дальнейшем стратегическом партнёрстве между двумя странами.
Комментарии читателей (0):