Россия на Южном Кавказе: не опоздать, чтобы не проиграть

25 апреля 2024  12:46 Отправить по email
Печать

В МИД России прошло заседание коллегии на тему «Продвижении российских интересов на Южном Кавказе». Такое заседание с участием дипломатов всех уровней на эту тему – практика редкая. Его проведение обуславливается появлением в этом регионе новых геополитических реалий.

После развала СССР и появления трех независимых государств - Азербайджана, Армении и Грузии - было очевидным размывание геополитической общности бывших советских республик, они переставали быть частью российской периферии. Становились прозрачными и геополитические границы между странами региона и странами Восточного Средиземноморья и Большого Ближнего Востока. Тогда на дипломатию Баку, Тбилиси и Еревана выпала невероятная сложная нагрузка: выстраивать новые отношения с Москвой и встраиваться в растущую сеть связей со странами, расположенными по их южному, западному и восточному периметру. При этом регион вводился в зону не только исторической ирано-российско-турецкой конкуренции, но и с Западом. Но в целом он оставался на периферии большой политики из-за бушевавших там конфликтов: карабахский и противостояние Грузии с Южной Осетией и Абхазией, что проявилось в его отношении к начавшейся в сентябре 2020 года победоносной для Азербайджана второй карабахской войне.

По ее итогам Москва оставалась главной силой в регионе, хотя стало проявляться и повышенное практическое участие Турции, и несколько пассивное Ирана в происходящих процессах. Прекращение огня между Арменией и Азербайджаном, достигнутое в ноябре 2020 года при посредничестве Москвы, предусматривает создание новых транспортных маршрутов, которые могли бы соединить Россию с Турцией и Ираном, выстроив новые связи между Югом и Севером, а также Востоком и Западом. Потенциально это усиливает российское присутствие в регионе и по-новому связывает Каспийское море, Средиземное море и Персидский залив. Но эта тематика стала приобретать повышенную актуальность только после начала в феврале 2022 года на Украине специальной военной операции и введения Западом против России режима «широких санкций». Южный Кавказ стал как бы заново открывать свою историческую географию как регион со множеством разных влиятельных соседей и проблем и с трендом пресечь претензии Москвы на исключительное влияние в регионе, что стало проявляться во внешней политике прежде всего Армении, несмотря на ее членство в ОДКБ и участие в Евразийском экономическом союзе.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Все это, как отмечалось в специальном заявлении МИД России, «изменило картину в регионе», и появилась необходимость каким-то образом адаптироваться к новой реальности». Но в задачу коллегии МИД России входило не только диагностирование новой ситуации, связанной больше с усилиями Запада по превращению Армении и, возможно, Грузии в свой региональный плацдарм, но и создание механизмов практического противодействия в реализации таких сценариев. Как говорится в итоговом заявлении МИД России, «посчитали необходимым продолжить шаги по достижению полной реализации трехсторонних соглашений между Азербайджаном, Арменией и Россией, в том числе соглашения мирного договора между Баку и Ереваном, разблокировки транспортных коммуникаций в регионе и демаркации границ».

Это - первое. Второе. Необходимо запускать переговорный формат «3+3» (Россия, Турция, Иран, Азербайджан, Армения и Грузия) для Закавказья, который предусматривает создание в регионе системы безопасности только с участием региональных держав. Тут не все однозначно. Армения, формально участвующая в консультациях в этом формате, не спешит с принятием решения по участию в формате под предлогом отсутствия с Турцией дипломатических и других отношений. Грузия также воздерживается под предлогом «оккупации Россией Абхазии и Южной Осетии» и из-за отсутствия в нем представителей Запада. При таком ходе событий, по мнению главы МИД России Сергея Лаврова, регион «ждет украинский сценарий».

Значит, «устранение влияния коллективного Запада на Южном Кавказе» представляется одной из главных целей Москвы в регионе. Точнее, ставится задача удержания Еревана в сфере военно-политического и экономического влияния Москвы, но необходимо действовать на опережение, чтобы не проиграть.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть