22 марта состоялось очередное заседание Совета директоров Банка России, на котором было принято решение о сохранении ключевой ставки. Некоторое время спустя ведомство Набиуллиной опубликовало резюме обсуждения ставки. Подобное регулятор стал практиковать с февраля 2024 года и это, действительно, является грамотным шагом, поскольку позволяет хоть как-то понять, что происходит внутри Банка России.
Принципиальных изменений в позиции Центробанка, ожидаемо, не произошло. В целом, та информация, которую я приводил чуть более месяца назад, является актуальной и сейчас. Тем не менее, на ряд новых моментов следует обратить внимание.
1. Необходимо отметить, что в этот раз (в отличие от предыдущего) не звучало предложений о повышении ключевой ставки. Все участники обсуждения сошлись на том, что необходимо оставлять ставку на текущем уровне. Учитывая маниакальную тягу регулятора к поддержанию постоянно жесткой (в лучшем случае – нейтральной) денежно-кредитной политики, подобное, безусловно, является большим плюсом.
2. В Центробанке удивились необычной (на их взгляд) тенденции. Так, в настоящий момент среди населения идет как рост потребления, так и рост сбережения, что является «нетипичной ситуацией». Впрочем, это только в теоретических монетаристских моделях ЦБ такая ситуация «нетипична».
На деле все объяснимо. Хороший рост зарплат в ряде отраслей позволяет гражданам как направлять деньги на приобретение товаров и услуг, так и что-то откладывать на депозиты, не ограничивая себя в потреблении. Во многих регионах, где реальный сектор растет двузначными темпами, людям впервые за долгое время начали платить относительно достойные зарплаты. Логично, что граждане не побегут класть все деньги на депозиты, а в первую очередь позволяют то, в чем ранее себя ограничили.
3. Ведомство Набиуллиной констатирует увеличение темпов роста экономики и возобновление сильной инвестиционной активности по сравнению с концом прошлого года. Уровень инфляции, как и темпы кредитования, по мнению ведомства, замедляются.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Да, вышенаписанное – очевидный факт. Однако по кредитованию нельзя мыслить так примитивно. Из-за высоких ставок немного замедлилось корпоративное кредитование. Но выдача ипотеки сильно рухнула из-за ужесточения регуляторных требований со стороны правительства, а не из-за высоких ставок т.к. по ним для льготных программ ничего не изменилось. А вот потребительское кредитование темпы сбавлять особо не думает.
Что же касается инфляции, то её уровень целиком и полностью зависит не от действий ЦБ, а от базы прошлого года. Давайте посмотрим динамику м/м в 2023 году.
Как видим, в феврале-июне у нас имелась низкая база. С июля пошло её увеличение (август традиционно выпадает из статистики т.к. резко падают цены на продовольствие из-за сбора урожая). Соответственно, замедление годовой инфляции можно ожидать со второй половины года. Тогда же ЦБ, согласно заявлению Набиуллиной, может перейти к циклу снижения ставок. И я уверен, что обосновывать это будет результатом жесткой ДКП в предыдущие месяцы. Хотя ничего общего с данным суждением нет.
Замедление годовой инфляции станет возможным исключительно благодаря двум вещам: технически - из-за высокой базы прошлого года, фундаментально - из-за роста выпуска товаров и услуг. Но никак не из-за политики Банка России.
4. Отдельные уникумы предложили на следующих заседаниях дать сигнал, что ЦБ может повысить ставку. Аргументировали это тем, что пока «нет убедительных свидетельств, что набрана достаточная скорость дезинфляции», а также тем, что «при более позднем достижении цели по инфляции» (пресловутый таргет в 4%) могут возникнуть «риски доверия» к ДКП Центробанка.
Не знаю, как в здравом уме можно заявить подобное. Доверие к Центробанку было потеряно еще с тех пор, как регулятор принял решение «таргетировать» инфляцию на уровне в 4% при этом до сих пор за 10 лет не объяснив, почему было выбрано именно такое значение. Не исключаю, что аргументация могла быть и здравой, но её нет от слова «совсем». Для большинства населения и предприятий реального сектора разницы между официальными 4% и 6% нет. Но ЦБ почему-то продолжает придерживаться той политики, которая полностью себя дискредитировала.
Правда на заседании присутствовали и те, кто выступил за скорейший сигнал о планах по снижению ставки. Аргументация следующая: необходимая жесткость ДКП достигнута, инфляция и инфляционные ожидания снижаются, а реальная ключевая ставка (номинальная ставка минус инфляция) растет. Поэтому смысла в поддержании 16% на долгий срок нет.
Вместо вывода. Постепенно мы видим смягчение риторики регулятора. Это показывает, что худшее позади. Рано или поздно мы увидим снижение ставки. Скорее всего, уже летом. Правда, оно не будет быстрым. Предполагается, что на конец года её уровень составит 12%.
Комментарии читателей (0):