Центробанк опубликовал статистику по внешнему долгу России. За 2023 год его значение сократилось с $383 до $316 млрд. Таким образом, российские резиденты выплатили в пользу западных финансовых организаций $67 млрд за год. Отмечу, что здесь речь идет как о корпоративном, так и о государственном долге. Но если Минфин перечисляет средства в рублевом эквиваленте на счета типа «С», где деньги замораживаются, то компаниям позволено покупать на внутреннем рынке доллары и евро и де-факто выводить их за границу.
Впрочем, по государственному долгу обязательства были «погашены» всего лишь на $4 млрд. Отсюда следует, что компании выплатили западным кредиторам $63 млрд. Если посчитать грубо по среднему курсу в 85,16 рубля за доллар в 2023 году, то в рублевом эквиваленте сумма равняется 5,365 трлн рублей. Цифра колоссальная.
Подобная щедрость в отношении тех стран, которые ввели против России санкции и которые с недавних пор называются недружественными, мне не понятна. Более того, свои обязательства перед нашей страной они не выполняют, заморозив пресловутые $300 млрд. За два года долговых обязательств было погашено более чем на $150 млрд. Если бы финансовые власти запретили проведение подобных операций, то половину от $300 млрд мы бы уже отбили. И осталось бы еще практически в два раза больше. То есть получается, что не Запад бы заморозил наши активы, а, если считать в нетто, то мы его.
Понятно, что Россия старается позиционировать себя в качестве добросовестного партнера. Это вполне объяснимая политика. Если бы не одно «но» – против нас развязана гибридная война, которая уже сейчас имеет элементы полноценной. Приведу банальный пример. Представить, что Советский Союз или же Российская империя продолжали бы платить по счетам Германии в 1914 или 1941 годах, невозможно.
Да и кому мы что-то хотим лишний раз доказать? Китаю или Индии? Компании из этих стран и так придут работать на наш рынок, если они увидят выгоду. Но ждать триллионных инвестиций из Азии также безрассудно, как ранее системные либералы надеялись на вложения западных компаний в российскую экономику. И если между Россией и любым из ныне дружественных государств произойдет резкое ухудшение отношений и перспектива конфликта, то весь зарубежный бизнес из соответствующей страны покинет наш контур, не задумываясь и не вспоминая, рассчитывались ли российские компании с западными кредиторами после 2022 года или нет.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Хотя особых проблем здесь нет. Пусть российские компании продолжают платить по своим долгам. Но с одним «но». На имя западных финансовых организаций должны открываться в России счета типа «С», куда отечественные предприятия будут перечислять суммы в рублевом эквиваленте. И так до разрешения конфликта (который, как мы пониманием, не разрешится десятилетиями).
Причем подобная практика имеется с выплатой дивидендов, купонами по облигациям и процентами по банковским вкладам. Денежные поступления в отношении нерезидентов из недружественных государств остаются в России и замораживаются на счетах типа «С». За два года их общий объем уже составляет 1,5-2 трлн рублей (точная цифра не раскрывается).
Приведу еще один аргумент. Вывод столь значительных сумм в долларах и евро создает существенное давление на курс национальной валюты. Летняя и осенняя девальвация прошлого года как раз обусловлена искусственно созданным дефицитом соответствующих валют на внутреннем рынке. По долгам продолжали платить в то время, как экспортеры продавали лишь 30-40% от своей валютной выручки. Введение правила обязательной продажи валюты смогло частично стабилизировать ситуацию. Но евродоллары, которых и так немного в стране, продолжают вымываться в качестве погашения обязательств и, повторю, создавать давление на рубль.
В общем, ни одного здравого аргумента, почему финансовые власти позволяют компаниям погашать внешний долг в валюте, что приводит еще и к оттоку капитала, нет. Причем претензий к компаниям здесь быть не может. Если финансовые власти ограничивают возможность перечисления средств на Запад, предприятия только умывают руки, заявляя, что свои обязательства выполнять они могут, но закон есть закон. Они работают в той парадигме, которую создают Центробанк и Минфин.
А конкретно по рассмотренному в материале вопросу меняться она, судя по всему, не будет.
Комментарии читателей (0):