Этот день в истории. 15 февраля

1895 год. 15 февраля (2 февраля ст.ст.) в Москве открылось музыкальное училище имени Гнесиных
15 февраля 2011  18:03 Отправить по email
Печать

1895 год. 15 февраля (2 февраля ст.ст.) в Москве открылось музыкальное училище имени Гнесиных

Ольга, Елена, Евгения, Мария и Елизавета Гнесины. Фотография 1905 года
Ольга, Елена, Евгения, Мария и Елизавета Гнесины. Фотография 1905 года
«Путь училища им. Гнесиных — это славная история русского музыкального искусства. Хотелось бы, чтобы все, кто обратится к исторической панораме Училища, ощутил постоянное биение пульса этого замечательного старейшего учебного заведения, прикоснулся к событиям и фактам его жизни и жизни тех, кто был у истоков его становления, кто явился продолжателем славных традиций, кто вырастил не одно поколение музыкантов, создав собственные методические школы и направления, получившие признание во всем мире. Все музыканты, окончившие училище, всегда с благодарностью вспоминают тех, кто был «велик сердцем», кто через всю жизнь пронес неугасимую любовь к музыке и постоянно думал о процветании музыкального образования в России. Этими удивительными людьми, начавшими великое и новое дело, были сестры Гнесины.

Центр Москвы, улица Поварская. На излучине Калининского проспекта и Поварской стоит маленькая церквушка Симеона Столпника. Улица — с причудливыми по архитектуре стиля модерн зданиями посольств, строгим классическим особняком Шереметевых, где А.С. Пушкин в 1828 году читал свою поэму «Полтава», и обычными зданиями, некоторые из которых известны тем, что в них когда-то бывали или жили И.А. Бунин, Ю.К. Балтрушайтис. Одним из немногих многоэтажных современных зданий, возвышающихся над всей Поварской, и является здание Училища им. Гнесиных. Хранительницей Училища и расположенной по соседству Российской Академии Музыки им. Гнесиных является Фигура Музы, радующаяся тому, что музыка звучит здесь всегда, лишь ненадолго замолкая в поздние вечерние и ночные часы. Это здание Училища было построено в 1974 году. А история Училища начинается с зимнего февральского дня 1895 год, когда на маленьком деревянном домике в Гагаринском переулке появилась вывеска: «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных».

Во главе большой семьи Гнесиных, где было 12 детей (остались в живых 5 сестер и 4 брата), стояли Фабиан Осипович, человек образованный, горячо любящий музыку, и Белла Исаевна, яркая певица, ученица С. Монюшко.

Старшие сестры Гнесины начали свое музыкальное образование в Ростове-на-Дону, а затем поступили в Московскую консерваторию, которую закончили по классу фортепиано в 1889 году (Евгения) и в 1893 году (Елена).

В годы учения в консерватории сестры Гнесины общаются с талантливейшими музыкантами: С. Рахманиновым, А. Скрябиным, Ф. Бузони, В. Сафоновым. Тогда и уже после окончания консерватории сестры были организаторами музыкальных собраний, где звучала камерная музыка, обсуждались новые литературные и музыкальные произведения. Участниками их был А. Гречанинов и Вас. Калинников, Э. Розенов и И. Протопопов, Н. Метнер и А. Гольденвейзер. Все члены семьи Гнесиных славились необычайным гостеприимством, и в небольшой деревянный домик на Арбате, где тогда жило семейство Гнесиных, с радостью приходила молодежь. Когда на артистические вечеринки собирались музыканты, Елена Фабиановна готовила прекрасные глинтвейны и пироги. Однажды Елена Фабиановна приготовила в подарок С.В. Рахманинову, который был участником собраний в доме Гнесиных, подушку, где гладью вышила три ноты: ми, фа, соль — ее музыкальный автограф. Ответом стало музыкальное посвящение (три такта) С.Рахманинова, написанное на эти три ноты. Гнесины были частыми гостями в доме А. Скрябина, на письменном столе которого стояла лампа с игрушечной бумажной змеей вокруг абажура — подарок Елены Фабиановны.

Профессиональные интересы сестер (вслед за старшими в консерваторию вскоре поступили и младшие — Мария и Елизавета) определились еще в консерваторские годы. Ими стали проблемы музыкальной педагогики и музыкального образования. Эта область музыкального искусства не получила во второй половине ХIХ века должного развития, несмотря на то, что в 60-е — 80-е годы в России уже были открыты две консерватории, находившиеся в ведении РМО, около десяти школ и музыкальных классов, несколько училищ (1893 год — в Киеве и Харькове, 1897 год — Одесса). Силами передовых музыкантов России открывались народные университеты, филармонические общества, частные учебные заведения.<...>

Зачисление первой ученицы произошло 2/15 февраля. Принимали в училище и детей, и взрослых, многих учеников учили бесплатно. Первые ученики, среди которых были дети Скрябина, обучались у Елены, Евгении и Марии Гнесиных. Это были единственные преподаватели училища. Но с 1900 года, когда учеников стало больше, училище переехало на Собачью площадку, в дом № 5. В состав преподавателей вошли выпускники консерватории — Р.М. Глиэр, четвертая сестра Гнесиных — Елизавета, младшая сестра Ольга, ученица Елены Фабиановны, позднее — виолончелист М. Букиник (1905).

Старейшими отделами училища были отделы фортепиано и струнных инструментов. Первый выпуск фортепианного отдела состоялся в 1901 году, когда среди двух выпускников была Ольга, младшая сестра Гнесиных. Во главе струнного отдела, созданного в 1901 году (тогда это был только класс скрипки), стояла Елизавета Гнесина».

Цитируется по материалам официального сайта Государственного музыкального училища имени Гнесиных http://www.gnesin.ru

История в лицах

Музыкальный критик Н. Кашкин

Музыкальный критик Н. Кашкин:

Смело беритесь за дело и организовывайте школу, это очень подходит вашей дружной семье, имеющей такое исключительно удачное сочетание музыкально всесторонне образованных и одаренных личностей. Сперва у вас будет 30 учеников, потом 60, а затем — 100!
Цитируется по материалам официального сайта Государственного музыкального училища имени Гнесиных http://www.gnesin.ru

Мир в это время

В 1895 году японскими наемниками была убита королева Кореи Мин

Похороны королевы Мин. Фотография 1897 года
Похороны королевы Мин. Фотография 1897 года
«...В то утро Сабатина вывели из дворца примерно в 5 часов 50 минут утра. Он предполагал, что королева была ещё жива. Никто точно не знает, каковы были её последние минуты. По одной из версий, когда японцы ворвались в её спальню, они увидели нескольких почти одинаково одетых женщин. „Кто из вас королева? Покажите нам королеву!“ — кричали убийцы, потрясая оружием. Но женщины молчали. Напряжение было столь велико, что нервы королевы не выдержали. Она выбежала в коридор. Один из японцев догнал её, бросил на пол и несколько раз вонзил ей в грудь меч. Затем тело завернули в ковер и сожгли в сосновой роще в задней части Кёнбоккуна. После освобождения на этом месте построили этнографический музей.

Другая версия гибели королевы не менее драматична. Её невольно выдал министр двора Ли Гёнсик, закрыв собой и умоляя о пощаде. Заговорщики отрубили ему руки, а затем убили королеву. Преданный министр прополз несколько десятков метров, оставляя за собой широкий кровавый след, и умер у спальни короля. Гибель королевы вызвала волну возмущения в народе. С октября 1895 по апрель 1896 г. в разных частях Кореи было убито 43 японских подданных».

Цитируется по: Симбирцева Т.М. Убийство во дворце Кёнбоккун // Восточная коллекция. 2004. № 3 (18)

Материал предоставлен АНО «Руниверс»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть