Новая геополитическая реальность, которую Анкара пытается создать в регионе

28 марта 2024  18:59 Отправить по email
Печать

29 октября 2023 года исполнилось 100 лет со дня образования Турецкой Республики. Мустафа Кемаль Ататюрк, будучи её непосредственным архитектором, параллельно новому видению и цели возложил на Республику обязательства и ответственность. В то время как государство заново отстраивалось в части институтов государственной власти, предпринимались усилия по модернизации общества. Другими словами, стало необходимым заново построить Турцию и собственными силами устранить ее недостатки. Однако эти действия, предпринятые Ататюрком, и принятые им ценности претерпели изменения во время правления некоторых правительств. Долгое время продолжались идеологические конфликты . Например, в то время как столетие назад Ататюрк стремился к созданию Турецкой Республики, основанной на светских ценностях, нынешнее правительство использовало это в качестве отрицательного аргумента, чтобы заручиться поддержкой консервативного общества. И это вызвало принципиальные отклонения с точки зрения курса страны.

По этой причине Анкара начала создавать новую политическую и геополитическую реальность в регионе. Шаги, предпринятые Анкарой, желающей заявить о своем влиянии на Кавказе и в Центральной Азии, следует воспринимать как риск в отношениях с Москвой. В каком бы направлении сегодня Турция ни формировала свою политику, она всегда ссылается на исторические, религиозные, этнические или расовые связи. Она формирует свою внешнюю политику, ссылаясь на расовые связи с государствами, в которых проживают среднеазиатские и тюркские сообщества, на религиозные связи с соседними или далекими арабскими странами, на общую османскую историю с балканскими странами. Такие отсылки в том числе отображают ментальную карту лиц, определяющих внешнюю политику Турции .

Лица, принимающие политические решения на протяжении последних двадцати лет и задающие направление в турецкой политике, руководствуются этими предпосылками в своем восприятии и интерпретации мира. Исламские, расово-этнические националистические, культурные и исторические клише пытаются позиционировать Анкару как экспансионистского игрока, стремящегося быть эффективной и определяющей силой в своем регионе, а также продолжателем «великой и великолепной» империи прошлого. Этот искаженный идеологический подход отдаляет Турцию от рациональности. Успехи во внешней политике и политике безопасности, десятилетиями накопленные за период существования Республики, растрачиваются впустую.

Это стало применяться более очевидным образом, особенно после последних президентских и парламентских выборов (в мае 2023 года). Состоялись очень важные для Турции выборы. Реджеп Тайип Эрдоган был снова избран президентом. Оппозиция, успешно сконцентрировавшаяся перед выборами, не смогла с таким же успехом следить за результатами выборов. Эти выборы полностью изменили Турцию. Турецкая политика и, следовательно, ее народ разделены. В частности, на этих выборах стал очевидным вопрос положения и исключения курдов и алевитов, который был главной линией разлома политики с момента создания республики.

Начало возрастать количество сторонников тюркского превосходства, называющих “сепаратизмом” и “терроризмом” вполне обоснованные и разумные требования курдов. Это большинство не ограничивается только Республиканским Альянсом (ПСР-ПНД-ББП), объединенным вокруг Эрдогана. Оно есть и внутри оппозиции. Например, оппозиционная Хорошая Партия с самого начала противостояла ДПН и Курдскому политическому движению.

Я пытаюсь подчеркнуть здесь простую истину о Турции, расколы внутри её общества. Самым глубоким из них, несомненно, являются табу, касающиеся курдов и алевитов. Я разделяю политику Турции на две части: турецкие партии и курдское политическое движение. Несмотря на то, что турецкие партии пришли на выборы в составе двух разных альянсов, их взгляды на курдов очень схожи. В результате этой ситуации нынешний режим только выигрывает. Конечно, те, кто этого не осознает, составляют большую часть общества, что отвечает интересам режима.

Другая проблема заключается в том, что политика Турции имеет идеологическую специфику, полностью оторванную от остального мира. Почему-то в Турции такие категории, как правый и левый, социалист, консерватор, либерал и зеленый, которые мы используем для классификации политических ориентаций в мире, растворяются, как акварель, нанесенная кистью на мокрую бумагу, и теряют форму.

Например, НРП, которая позиционирует себя как левая партия, на самом деле левой партией не является. В первую очередь во времена Ататюрка миссией НРП было построение национального государства. Он решил делать это не по географическому признаку, а по национальному. По этой причине НРП не признала Геноцид армян, Геноцид греков и Геноцид ассирийцев и заявила, что их не существует. Думаю, мне нет необходимости писать о том, что ПСР равно государство. Другие партии также в основном основаны на двух идеологиях: тюркизме и исламизме. Это и есть тот узкий политическо-идеологический фон, в котором мы завязнули.

Одним из главных вопросов был вопрос о светском государстве. Это была самая главная задача Ататюрка – создать светское государство, в котором проживают преимущественно мусульмане. Конечно, попытки секуляризации общества должны и будут критиковаться, относительно жестокости проводимой политики и соблюдения прав человека. Однако здесь необходимо определить, насколько прав был основатель государства, настаивая на светском характере государства. Исламизация политики после курдского вопроса является самым серьезным препятствием для страны. Это самый ценный опыт, который Ататюрк мог преподнести современной Турции и новому миру в политическом контексте. Создание и успешное развитие светского государства для общества с мусульманским большинством было гениальным ходом. В результате, на последних выборах повестка светского государства набрала наименьшее количество голосов, заняв место после курдского вопроса и проблем жертв режима.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть