Константин Двинский: необходимо уходить от либеральной архаики

Проще и, наверное, дешевле договориться с китайцами о закупке их поездов, который они бы подогнали под наши условия. Однако какой в этом смысл?
16 марта 2024  09:49 Отправить по email
Печать

Интенсивное экономическое и технологическое развитие получается только тогда, когда реализуется системный подход. Его можно назвать государственным или стратегическим планированием - суть от этого не меняется. Главное - необходимо уходить от либеральной архаики, которая предполагает, что все хорошее происходит благодаря исключительно "рыночным" силам. Точнее нас десятилетиями заставляли так считать, когда на деле ситуация является совершенно обратной.

Ярким примером здесь является история со строительством высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург, которую откладывали на протяжении 20 (если не более) лет. Потому, что это было якобы невыгодно. ВСМ (высокоскоростная магистраль, прим. ред) рассматривали исключительно как отдельно взятый проект, который на бумаге существовал в отрыве от всей остальной экономики. Действительно, в этом случае он был сильно затратным и неокупаемым (никогда).

Однако государство тем и отличается от частника, что может получить куда больший эффект совершенно не там, куда инвестирует напрямую. Частично о нём я рассказывал здесь.

Но пойдём дальше. После ввода в эксплуатацию ВСМ Москва - Санкт-Петербург сильно разгрузится железнодорожное сообщение на этом маршруте. Грузовые поезда смогут ездить напрямую, а не делать крюк через Вологду, как это происходит сейчас. В результате прирост грузопотока оценивается в 30 млн тонн. И это только один из многих положительных эффектов.

Отдельно следует остановиться на подвижном составе. Понятно, что строительство инфраструктуры, в том числе, транспортной - это всегда плюс для экономики. Однако для получения ещё большего результата необходимо, чтобы строительство шло на отечественной материальной и технологичной базе. И транспорт, который выйдет на инфраструктуру после её ввода в эксплуатацию, также был бы российским.

Именно это и предполагается с ВСМ. Предприятия из ряда регионов страны уже приступили к созданию полностью российского поезда. К слову, "Сапсаны" являются "немцами". РЖД уже даже представили макет.

Производством подвижного состава будет заниматься компания "Уральские локомотивы" из Верхней Пышмы. С этой целью будет построена дополнительно два производственных цеха общей площадью в 60 тысяч квадратных метров. Инвестиции в проект составят 35 млрд рублей, из которых 80% будут получены по льготному механизму кластерной инвестиционной программы. Всего в технологической цепочке будут участвовать 150 (!) предприятий из многих регионов России.

Запустить производство предполагается в 2026 году, а первый состав планируется передать РЖД в 2027 году (запуск ВСМ запланирован на 2028 год). Крейсерская скорость поезда будет составлять 360 км/ч (максимальная - 400 км/ч). Стандартная версия - 8 вагонов. При необходимости может осуществляться сцепка - итого 16 вагонов.

Я не буду слишком много писать, что создание собственного поезда для ВСМ является значимым драйвером развития всего высокотехнологичного сектора экономики. Лишь отмечу, что исключительно собственными силами такой продукт могут производить только Китай и Япония. Через несколько лет в список войдёт и Россия.

Но вернусь к вопросу, который я ставил вначале. Может ли подобный проект реализовываться исключительно "рыночными силами"? Разумеется, нет. Даже если государство построило за свой счёт ВСМ, то что делать с подвижным составом? Проще и, наверное, дешевле договориться с китайцами о закупке их поездов, который они бы подогнали под наши условия. Однако какой в этом смысл?

Тем более, что в течение 10-15 лет будет реализовано сразу несколько проектов ВСМ. Помимо направления на Санкт-Петербург, предполагается создать маршрут до Екатеринбурга через Казань, до Адлера через Воронеж, Ростов и Краснодар, до Минска и до Рязани.

Конечно посмотрим, как будет строиться ВСМ "Москва - Санкт-Петербург" и как будет создаваться подвижной состав. Однако уже сейчас ясно одно - без инструментов стратегического (государственного) планирования его реализация была бы невозможна даже на бумаге.

Константин Двинский

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть