Сегодня ряд СМИ радостно рапортует, что Россия вышла на шестое место в мире по объему валютных резервов с результатом в $442 млрд. Здесь важно сделать примечание, что речь идет именно о валютной части. То есть, без учета золота (это еще порядка $150 млрд).
Что здесь хотелось бы сказать. Годы идут, санкционная война продолжается, $300 млрд заморожены. А у нас некоторые еще продолжают гордиться тем, что объемы золотовалютных резервов рекордные.
Но давайте разберемся по порядку.
Так из указанных $442 млрд замороженными являются плюс-минус $300 млрд. Да, Центробанк продолжает их учитывать, поскольку право собственности (пока что) не менялось. Однако, что логично, воспользоваться ими мы не в состоянии. Впрочем, в очередной раз повторять про то, кто виноват не буду.
Итого валютная часть у нас составляет порядка $140-150 млрд плюс золотом еще $150 млрд. Итого $300 млрд долларов.
Много это или мало?
Для ответа на этот вопрос необходимо понимать, для чего вообще нужны резервы. Системные либералы постоянно твердили и твердят, что это якобы деньги на черный день? Но о каком «черном дне» шла речь? Если говорить о компенсации выпадающих бюджетных доходов, то логично, что это должно производиться в рублях. Причем тогда здесь иностранная валюта?
Точку зрения о необходимости откладывать сбережения на «черный день» еще можно было бы обосновать (принять – все равно вряд ли), но только в том случае, если бы деньги копились в рублях. Ничего хорошего в этом тоже нет, но это хотя бы можно было объяснить. Здесь мы имели дело с долларами, евро, юанями и т.д.
На самом деле валютные резервы необходимы, чтобы компенсировать в нужный момент просадку по платежному балансу, когда входящие валютные потоки оказываются меньше исходящих, что может привести к существенным проблемам на внутреннем валютном рынке. И я согласен, что определенный запас валюты на этот случай необходимо иметь, хотя опыт показывает, что исходящие потоки практически никогда не превышали входящие. Резкая девальвация рубля, которая случалась не раз, была вызвана искусственно созданным дефицитом на валютном рынке.
Финансовые власти (в первую очередь – ЦБ) намерено отказывались обеспечивать внутренний рынок валютой, разрешая экспортерам оставлять всю (!) экспортную выручку за рубежом, а также потворствуя оттоку капитала. Впрочем, сейчас эта проблема частично решена.
Однако давайте оценим, сколько в действительности валютных резервов необходимо России. Расчет здесь простой. Это половина от годового объема импорта. Сегодня ФТС России такие данные как раз опубликовала. По итогам 2023 года импорт в страну составил $285 млрд. Половина от этой суммы – $142 млрд. То есть, примерно столько же, сколько и составляет объем незамороженной части наших валютных резервов.
Таким образом чуть ли не впервые за долгое время объем ЗВР является адекватным и соответствует тем задачам, которые необходимо решать в случае теоретической просадки по платежному балансу. Пополнять валютную часть нет необходимости, а вот что касается золота, то здесь Банк России обязан закупать драгметалл на внутреннем рынке за рубли.
К сожалению, такого не происходит уже четвертый год подряд.
Комментарии читателей (0):