Всё, что происходит сейчас в отношениях между израильской разведкой «Моссад» и турецкой контрразведкой разрушает многие стереотипы о «шпионаже». В обычном понимании разведывательная операция - это скрытое от глаз противника мероприятие в целях изучения его позиций, сбора специальной информации, захвата или доступа каким-то ценным документам. Если разведка той ил и иной страны обозначает себя в публичном информационном пространстве, сразу возникают вопросы о причинах и целях такого оперативного хода.
Возможно, что ставится цель дезинформировать противника, навести на ложный след, чтобы скрыть свои истинные намерения или же просто оказать предупредительное или упредительное информационное воздействие. В нашем случае используется метод английской разведки, «замкнутого круга информации». Всё начинается с того, что сообщается неподтверждённый факт или оценка. Эта информация подхватывается и используется другой разведслужбой как сообщение из первых рук. Когда первая служба «наталкивается» на этот факт, она уже рассматривает его как независимое доказательство факта.
Теперь о конкретной ситуации. В первых числах декабря 2023 года американское авторитетное издание Foreign Policy сообщило о предполагаемом нападении Израиля на членов ХАМАС в Турции. На это быстро отреагировала турецкая газета Hürriyet. Она сообщила, что, во-первых, со стороны национальной разведывательной организации «приняты все необходимые меры и задействованы все технологические возможности для защиты страны» . Во-вторых, между Турцией и ХАМАС была достигнута договорённость о том, что «движение на турецкой территории может быть предоставлено ХАМАС только как политической структуре и об этом хорошо известно израильской разведке «Моссад». Тем более, что именно турецкая разведка по просьбе «Моссада» после 7 октября 2023 года вела переговоры с Катаром, Египтом и США об освобождении израильских заложников, удерживаемых ХАМАС в секторе Газа. Она добилась того, что часть из них была освобождена. «Израиль хорошо знает Турцию, — писала Hürriyet. — Если «Моссад» пустится в безумие, то столкнётся с серьёзными последствиями».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Помимо этого официальное турецкое агентство Anadolu сообщило, что турецкая разведка (МИТ) «предупредил израильские спецслужбы о серьёзных последствиях возможного преследования функционеров ХАМАС на территории Турции». И тем не менее в Стамбуле проводятся восемь операций против «Моссада», в ходе которых были задержаны 34 человека, подозреваемые в сотрудничестве с израильской разведкой.
После этого в операцию вновь ввели Foreign Policy. Это издание, но уже со ссылкой на бывшего советника Израиля по национальной безопасности Эрана Лермана, пишет, что «в странах, где бушует война, таких как Ливан и Сирия, легче убить лидеров ХАМАС, но в Турции и в Катаре это создаст риск для Израиля. Поэтому он предпочёл оказать давление на Турцию с помощью США, чтобы она сократила поддержку ХАМАС». Да и вообще, «Израиль не собирается устраивать убийства в Турции. Это страна НАТО и важный торговый партнёр, несмотря на напряжённость в отношениях между странами».
То есть, уже после того, как Анкара устроила погром израильской агентуры в Стамбуле, ей предлагается иная интерпретация хода развития ситуации. Профессор Военного университета МО России Максим Ветров пишет, что «Стамбул исторически является зоной конфликта многих спецслужб». Этот мегаполис часто используется как «логистический разведцентр, а анализ публикаций турецких СМИ демонстрирует заметную погружённость обозревателей ведущих органов печати в оперативные мероприятия спецслужб.
Вообще проведение специальных операций с «глухим» подключением СМИ, как считают эксперты, любимый конёк главы британской внешней разведки MI-6, бывшего посла Великобритании в Турции Ричарда Мура, которого считают ещё и личным другом президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Именно он обеспечивал информационную поддержку поездок Эрдогана в Европу, продвигал хвалебные публикации в адрес главы Турции в британской прессе. Мур приложил много усилий и для того, чтобы курс официального Лондона по отношению к Анкаре отличался от американского. Так оно сейчас и есть.
Если возвращаться к нашему случаю, то, похоже, что Лондон через публикацию в Foreign Policy упредил определённые намерения «Моссад» в Турции, стимулировал Эрдогана к конкретным действиям. У Лондона свои гешефты в отношениях с ХАМАС. Удивляться нечему. В Великобритании политика, разведка и дипломатия тесно связаны на официальном уровне.
Станислав Тарасов
Комментарии читателей (0):