Много складных слов написал Егор Холмогоров, но ответ на вопрос, хочу ли я, русский человек, в условную «Россию Достоевского», для меня очевиден: нет, не хочу. «Россия Достоевского» – это ведь, на деле, романовская Россия. Достоевский ненавидел тех, кто хотел эту современную ему Россию изменить в интересах большинства и двинуть вперёд по пути отечественной истории. Романовская Россия, однако, – точно не пример для подражания. У нас в стране кое-кому голову на этот счёт монархисты и некоторые клирики задурили, но в мире это очень хорошо понимают.
Что же до конкретных людей, то да, многое Достоевскому в людях не нравилось, было и то, что он любил, однако ясным положительным примером «человека Достоевского», который, по Холмогорову, является «понятной идентичностью для немалого числа людей из любых уголков мира», Фёдор Михайлович нас точно не снабдил. Назову десятки героев русской литературы, характеры которых оказали влияние на лично моё становление, но героев Достоевского среди них нет. Многие мои друзья скажут то же самое. Да и разве не понятно, что творчество Достоевского «вызывало восторг и у немца, и у француза, и у японца» главным образом в силу того, какими он рисовал русских? Индийцам же, знаю, гораздо больше по душе Лев Толстой, его философия, его антропология, его герои. Сирийцам, думаю, тоже.
Дело, однако, не в литературных предпочтениях, а в том, что в XIX веке «России Достоевского» не получилось, и понятно, по каким причинам. Так зачем тащить нас и тем более весь мир в прошлое? Навязывание Достоевского уже набило оскомину. Жить в условной «России Со-лженицына», которым восхищается Холмогоров, тем более нет никакого желания.
Необходимо не только смотреть в будущее, но и двигаться туда, что с головой, повёрнутой в «Россию Достоевского», ясное дело, не получится. Да и сам Фёдор Михайлович как человек симпатии не вызывает. Тяжёлые страсти им владели, от «обожения» точно весьма далёкие.
Сегодняшней России надо бы не «вселенские идеи» формулировать, а предпринять хотя бы несколько внятных и последовательных внешнеполитических действий. Говорить же о задаче «устроить этот мир "по-русски"» на фоне того, что происходит у нас везде, точно не «прекрасная перспектива и для русских, и для нерусских».
В остальном, повторю, красиво всё Егор Холмогоров написал, немало ярких мыслей сформулировал. Но они – для литературной гостиной; в лучшем случае – для философской дискуссии. И точно не для нового мирового проекта за авторством России. Дорасти нынешней России ещё надо, чтобы мировые проекты формулировать. Советский Союз, который так ненавидит Холмогоров, в своё время до решения такой задачи дорос, и этот проект до сих пор и в мире, и даже в нашей поставленной на рельсы антикоммунизма стране работает. А вот романовская Россия, она же «Россия Достоевского», не доросла. И ничего здесь уже не изменишь: они в прошлом.
Комментарии читателей (0):