Сегодня Михаил Мишустин утвердил комплексную программу по расширению производства воздушных судов, двигателей, приборов и агрегаторов. Цель ставится амбициозная – к 2030 году произвести не менее 600 самолетов. Сейчас пока что рано рассуждать, насколько реально достичь подобного показателя. Все будет зависеть от итогов работы авиапрома в ближайшие 2-2,5 года. Если удастся вывести машины на серийное производство, то нарастить выпуск уже будет проще.
В Объединенной авиастроительной корпорации уже обозначили задачи на ближайшую перспективу. До декабря 2025 года должны быть поставлены 18 лайнеров МС-21, 11 самолетов Ту-214 и 34 самолетов SSJ-100.
Если же говорить про производственные мощности, то к 2030 году предполагается выйти на следующие результаты, а также поставить в авиакомпании следующее количество техники:
- МС-21: 72 шт. в год / поставка 270 ед.
- SSJ-100: 20 шт. в год / поставка 142 ед.
- Ту-214: 20 шт. в год / поставка 115 ед.
- Ил-114: 12 шт. в год / поставка 70 ед.
- Ил-96-300: 2 шт. в год / поставка 12 ед.
Здесь следует отдельно пояснить по Ту-214 и Ил-96-300. Первый самолет необходим для того, чтобы временно поддержать парк среднемагистральных самолетов, пока будет разгоняться производство МС-21. Да, Ту-214 является устаревшей машиной с низкой топливной эффективностью. Однако его преимущество заключается в том, что его мы уже умеем производить, причем состоит самолет полностью из отечественных комплектующих.
Но есть и один вопрос, который предстоит решить. Так, на данный момент имеется возможность только мелкосерийного производства. Для выхода хотя бы на 20 единиц в год необходимо значительно расширить мощности Казанского авиационного завода. Прошлогодний визит Михаила Мишустина на предприятие как раз был посвящен этой задаче.
Что касается Ил-96-300, то это, опять, временная модель. Долгосрочно «Ильюшин» будет переводить свой дальнемагистральный самолет на два двигателя ПД-35, которые заменят четыре нынешних ПС-90А. Плюс предполагается установка «черного» крыла, сделанного из композитов. Новая модель будет называться уже Ил-96-400М. Но для этого для начала необходимо наладить производство ПД-35. А это будет уже ближе к 2030 году. Впрочем, ничего страшного нет. Срок создания авиационных двигателей как раз составляет 12-15 лет. Практически то же самое было и с ПД-14.
Важно отметить, что развитие самолетостроения будет осуществляться по принципу государственного (стратегического) планирования. Вся цепочка предприятий, участвующих в создании лайнеров, определена заранее. Как минимум до 2030 года они понимают объемы производства продукции, закладывают инвестиционные программы и, главное, заранее обеспечены спросом и финансированием. Более того, в программе, утвержденной Мишустиным, вплоть до мелочей прописано, какие именно дополнительные мощности и на каком заводе предстоит создать.
Теперь о финансировании. До 2030 года включительно предусмотрено выделить 683 млрд рублей. Это вдобавок к имеющимся 203 млрд, которые были выделены до 2024 года. Итого 885 млрд рублей. Из них средства Фонда национального благосостояния составят 283 млрд рублей на возвратной основе. За счет средств ФНБ будут приобретаться облигации компании «Ростех» со сроком обращения в 20 лет и с уровнем купонных выплат в 1,5% годовых. Вот оно длинное и дешевое финансирование, которого так не хватает нашей экономике.
Однако в этом месте я бы хотел вновь вспомнить о проблемах с ликвидной частью ФНБ. Мы видим, что правительство Мишустина активно инвестирует средства Фонда в проекты реального сектора экономики. Помимо авиапрома это еще и судостроение. Практику необходимо расширять дальше. Как показывает опыт, результат имеется отличный. Но если не пересмотреть принципы формирования ФНБ, то денег на все проекты, увы, не хватит.
Возвращаясь к авиапрому, следует отметить, что впервые в истории постсоветской России мы имеем полноценный госплан, который ставит вполне четкие цели (целевые показатели). В нем отсутствуют такие эфемерные понятия как «создание рыночных условий», «привлечение частных инвестиций» и т.д. Надеюсь, правительство будет внедрять подобный подход для большинства отраслей экономики. Потому что другого варианта их интенсивного развития нет.
Комментарии читателей (0):