Шансы США на позитивный итог конфликта с КНР зависят от логистики, построение которой – дело огромной стоимости и труда. К этому сводится обзор Центра Стимсона, в авторах которого числится и военный логист, полковник Максимиллиан Бремер.
Фактор расстояния стоит во главе угла. Тайвань расположен в 130 км от материкового Китая, но почти в 10 тыс. км от континентальной части США – это почти в два раза больше, чем расстояние от Америки до Европы. Американские базы в регионе есть, но они тоже довольно далеки от основных центров снабжения. Ссылаясь на работы экономиста Боулдинга, авторы используют понятие «градиента потери силы» – чем больше расстояние и длиннее цепочка поставок, тем большую часть сил необходимо выделить для поддержки, а не для боевых действий.
Не стоит также забывать о дальнобойных ракетах, системах ПВО, морских дронах и т.д. Словом, снабжение экспедиционного корпуса США будет намного более сложным делом, чем конвои во Вторую мировую.
Кроме того, Вашингтон не сможет использовать главный свой козырь – авиацию. Дело в том, что средний боевой радиус американских самолётов составляет 1000 км, и они не смогут действовать над Тайванем с японских или даже корейских баз. А авианосцы против Китая – это просто большая мишень. Можно заправлять самолёты в воздухе, но тогда целями станут беззащитные заправщики.
Тактика и даже стратегия, которую США разработали для Ближнего Востока и Европы, с опорой на многочисленные базы, не работает в Тихом океане.
Есть ещё и фактор времени. Чтобы пересечь Тихий океан, самому быстрому авианосцу или подводной лодке требуется около недели. Для переброски войск, оборудования и припасов морским путём с западного побережья США в порты Австралии, на базу «Диего-Гарсия», на Гуам или в Японию требуется от 15 до 30 дней. Бомбардировщики дальнего действия и грузовые самолёты могут пролететь через Тихий океан от западного побережья за несколько часов, но для создания воздушного моста – размещения воздушных заправщиков вдоль маршрута – требуются уже сутки-двое.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
И ведь не все страны региона согласятся пропускать рядом или над собой американский траффик. Может быть, придётся облетать Индонезию, что ещё больше усложнит логистику. Даже перезарядиться ракетами будет непросто: нужны либо корабль снабжения (подходящая погода и отсутствие атак), либо док (до которого надо дойти и обеспечить его безопасность).
Чтобы развернуть войска и вооружения против КНР, потребуются месяцы. США потратили 8 месяцев на подготовку к «Буре в пустыне» в 1990-1991 гг. Для вторжения в Ирак в 2003 году, даже при постоянном присутствии на Ближнем Востоке, потребовалось полгода – и это в самых благоприятных условиях и с полной инициативой.
В случае же конфликта с Китаем логистические операции США должны быть ошеломляющими по масштабам и сложности, подчёркивает Центр Стимсона. Например, для выполнения миссии с участием одного бомбардировщика потребуются шесть (!) воздушных заправщиков – с учётом поломок, сбоев и проч.
Из анализа Центра Стимсона следуют как минимум три важных вывода.
1. Теоретический успех операции США против КНР зависит от наличия и числа американских баз поблизости от китайской территории. Это подразумевает активную дипломатическую работу и вынуждает к попыткам Вашингтона обеспечить будущую войну хотя бы частично чужими руками.
2. Горизонт потенциального конфликта США – КНР сдвигается в лучшем случае на середину 2030-х: быстрее американцам будет очень трудно хотя бы в общем виде организовать инфраструктуру, которая позволила бы им воевать.
3. Если США решатся на военные варианты конкуренции с КНР, то этот проект потребует напряжения всей американской государственной машины. Так что к середине 2030-х Америке действительно может стать не до Украины.
Но до этого момента не стоит даже надеяться, что Вашингтон забудет про Киев из-за Тайваня.
Комментарии читателей (0):