Логика отсутствует напрочь. Новые перлы от заместителя Силуанова

17 октября 2023  19:43 Отправить по email
Печать

Данный материал будет посвящен довольно важной теме – налоговой политике России. При разборе ключевых вопросов оттолкнемся от недавнего большого интервью заместителя министра финансов Алексея Сазанова газете «Ведомости». Полагаю, что мои постоянные читатели его прекрасно знают и знакомы с теми проектами, которые замглавы Минфина не просто не реализовал, а в буквальном смысле провалил.

Вообще, если говорить о налоговой политике в целом, то она у нас реализуется несистемно, поскольку не ставит своей целью долгосрочное развитие страны. Горизонт планирования – максимум на три года. Хотя даже инвестиционный цикл во многих отраслях (и в особенности крупных) составляет до пяти лет.

За последние годы можно вспомнить один успешный пример – Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Тогда, действительно, предприятиям дали возможность долгосрочно планировать инвестиции и вкладывать в развитие реального сектора экономики. Однако СЗПК был разработан вовсе не Минфином, а Минэком. И, если смотреть шире, основным его инициатором является первый вице-премьер Андрей Белоусов. Антон Силуанов же, напротив, до 2020 года всеми силами его принятие тормозил.

Итак, в самом начале интервью Сазанова поднимается тема топливного кризиса. И первое, на что обращает внимание заместитель Силуанова, что, по его мнению, кризис на топливном рынке вызван не сокращением объёма выплат по топливному демпферу, и даже не девальвацией рубля, а в первую очередь тем, что спекулянты скупали бензин и дизель на НПЗ и направляли их в существенных объёмах за границу. Данный тезис он повторяет несколько раз.

Так ли это на самом деле? Да, конечно, отчасти действительности это соответствует. Тем не менее, надо понимать, что любая компания действует в тех условиях, которые ей создаёт правительство и Центробанк. Хочу подчеркнуть, что ЦБ к данной проблеме имеет самое прямое отношение. Ведь почему вдруг стало так выгодно экспортировать топливо? Потому что произошла девальвация. Естественно, в таких условиях все будут стремиться гнать не только бензин с дизелем, но и в принципе любую продукцию на экспорт.

Сазанов об этом, конечно, тоже говорит. Приведу цитату:

«Когда курс доллара быстро пошел вверх, прибыль от экспортных операций резко выросла, что, естественно, спровоцировало активизацию перекупщиков».

То есть опять виноваты перекупщики. Зато Центробанк, который попустительствовал девальвации, имея на руках все инструменты, видимо, не виноват. Хотя именно действия (вернее, бездействие) регулятора и является основной причиной топливного кризиса. Наряду с сокращением в два раза выплаты по демпферу с сентября. Ведь из-за этого все компании, работающие на топливном рынке, закономерно начали повышать цены.

И тут Сазанов говорит, что они с проблемой топливного кризиса вроде как уже разобрались. Хотя, судя по динамике цен на рынке, и особенно в розничном сегменте, эффект пока не особо виден (но, надеюсь, будет). Однако он заявляет, что основными здесь являются две меры – возврат отчислений по топливному демпферу в полном объёме, а также введение значительной экспортной пошлины на т.н. «серый экспорт» (который осуществляют перекупщики) в размере 50 тысяч рублей на тонну. Это, действительно, очень много.

В этом месте возникает вопрос. Вы ввели экспортную пошлину на вывоз нефтепродуктов. Мера хорошая, вне всяких сомнений. Экспортная пошлина в принципе всегда являлась эффективным инструментом для того, чтобы стабилизировать цены на внутреннем рынке и не дать компаниям вывести всё, т.е. тем самым предотвратить дефицит. Тогда зачем вы её (экспортную пошлину) последовательно с 2018 года обнуляете? Я напомню, что налоговый манёвр как раз и заключается в том, что к 2024 году у нас полностью обнулится экспортная пошлина. НДПИ же, напротив, значительно вырастет.

Эта реформа у нас реализуется на протяжении шести лет. И в следующем году налоговый манёвр в нефтяной отрасли будет окончен. Экспортная пошлина, которая, как говорит Сазанов, является эффективным механизмом как для стабилизации внутреннего рынка, так и для пополнения бюджета, будет обнулена. Одновременно ещё больше вырастет НДПИ.

И далее вы что будете делать? Либо постоянно повышать объём отчислений по демпферу, либо в ручном режиме регулировать внутренний рынок. Это же ненормальная ситуация. Вы же там все адепты либеральной рыночной экономики. Однако благодаря налоговому манёвру, который вы провернули, теперь в итоге вынуждены вмешиваться и в ручном режиме регулировать рынок.

Далее Сазанов заявляет следующее:

«Введение любых экспортных пошлин стандартно преследует две цели. Во-первых, снизить давление на цены внутреннего рынка, поскольку привлекательность экспорта снижается в результате роста платежей за вывоз товаров. Во-вторых, пошлина – источник пополнения бюджета. Этот раз не стал исключением, мы ничего нового не придумывали».

Молодец, все правильно сказал. Все верно. Здесь можно только подивиться тому, какие у нас все-таки квалифицированные люди в Министерстве финансов работают. Если бы только не налоговый манёвр, где они пошлины обнуляют, тем самым обрекая внутренний топливный рынок на перманентный кризис.

Каждый раз они в итоге увеличивают объёмы отчислений по демпферу, а потом жалуются, что слишком много платим нефтяникам. Далее они хотят выплаты урезать, что, в купе с другими проблемами, приводит к топливному кризису, росту цен и даже дефициту дизеля. Хотя у нас производство дизеля составляет 80 млн тонн в год. Из них экспорт 50%. И при этом всё равно возникает дефицит на внутреннем рынке. Это довольно яркий показатель работы Минфина.

Но идём дальше. Так, Сазанов заявил, что Министерство финансов ждёт предложения от Минэнерго о том, как компенсировать упущенные доходы в результате возврата полных отчислений по демпферу. И здесь журналист задаёт отличный вопрос – а будет ли Минфин использовать котировки СПБ биржи при определении цен на нашу нефть? Сейчас, я напомню, цену на нашу нефть Urals определяет британский Аргус.

Здесь господин Сазанов заявляет, что «пока они к этому не готовы» и откладывают данную меру на год вперёд, до 2025 года. Почему их не устраивает методология СПБ биржи? По той причине, что там имеются сделки «между взаимозависимыми лицами» и учитываются «единичные сделки по ценам, которые сильно выбиваются из общего интервала». Однако это хотя бы реальные сделки. Аргус и вовсе определяет стоимость нашей нефти методом опроса в портах. И это вас почему-то не смущает.

Обращу внимание, что, согласно торгам на СПБ бирже в сентябре цена на Urals составила $95,72. А согласно данным Аргус, цена, от которой отсчитываются налоги, составила $83,08. Разница на 15%. Это примерно 85 млрд рублей, которые недополучил бюджет в результате использования данных лондонской конторы. Так вот, может быть, на этот момент внимание обратить и не спрашивать у Минэнерго, где вам дополнительные деньги взять? А то раз за разом у нас откладывается формирование национального индекса на нефть.

Кстати говоря, к счастью, британцы сами уходят с нашего рынка с 1 января 2024 года. И если индекс СПБ биржи планируют использовать только с 2025 года, то на следующий год ориентиром станет либо Brent, либо Dubai Crude, от которых будет отсчитываться дисконт. А это снова потери. В реальности наши экспортёры будут продавать нефть, скажем, по $90-95. А налоги будут собирать, условно, как с $80.

К компаниям здесь, повторю, вопросов нет. Они работают в тех условиях, которые создаёт Министерство финансов и другие ведомства. Им что, бегать за Сазановым и Силуановым с просьбой забрать, к примеру, лишние 5 млрд рублей? И если Минфин не в состоянии выстроить адекватную налоговую политику в нефтяной отрасли, то кто в этом виноват?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть