«Топливная» эпопея продолжается

5 октября 2023  18:47 Отправить по email
Печать

В ход пошла тяжелая артиллерия. Так, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разослала письма вертикально интегрированным и "независимым" компаниям о необходимости снижения цен в розничном сегменте на бензин и дизель.

Аргументируется это обрушением биржевых цен, которые продолжают находиться в нормальном диапазоне. По дизелю это 57 тысяч рублей за тонну, по АИ-92 и АИ-95 – 56,9 тысяч и 59,17 тысячи. Биржевая стоимость обвалилась на 16-22% со своих максимумов. Основная причина – это, конечно, запрет на экспорт бензина и дизеля.

Тем не менее дело до розничного сегмента пока не доходит. Этому способствуют два фактора: объективный и субъективный. Что касается первого, то здесь всё просто – между оптовыми ценами и розничными имеется лаг до одного месяца. Именно поэтому рост стоимости топлива на в конце августа-начале сентября АЗС был куда скромнее, чем на бирже. Однако и теперь, несмотря на обвал на бирже, потребитель этого самого обвала не чувствует.

Субъективный фактор банален. "Обратной инфляции" в России практически не бывает. Если что-то подорожало, то компании даже в случае снижения себестоимости не спешат снижать цены, увеличивая тем самым свою рентабельность. Яркий пример мы наблюдали в прошлом году, когда, несмотря на резкое укрепление рубля до 50-52 за доллар, стоимость импортной продукции по отношению к январю-февралю не снизилась.

Теперь же постараюсь дать ответ на вопрос: удастся ли ФАС добиться поставленной задачи? Теоретически, да. Тем более, несколько дел против торговых точек уже было возбуждено. Сейчас вся мощь государственной машины навалится на АЗС и какой-то определенный откат мы, скорее всего, увидим.

Однако это будут не системные меры, которые не исключат повторение текущего кризиса в будущем. Сама налоговая система в нефтянке буквально обрекает рынок на постоянный рост цен. Россия является одной из крупнейших стран мира по производству нефти. Но этим преимуществом для развития собственной экономики мы практически не пользуемся, повторяя ошибку США.

Постоянные читатели моего канала знают истинную причину топливного кризиса – так называемый налоговый маневр в нефтяной отрасли, который с 2018 года реализовывается Минфином.

В идеале НДПИ должен быть либо полностью обнулен, либо быть установленным на минимальном уровне. А нефтегазовые доходы бюджет может получать через экспортную пошлину, которая должна выполнять функцию защиты внутреннего рынка. Но, к сожалению, Минфин сделал все наоборот: обнуляет экспортную пошлину и повышает НДПИ.

Вместе с этим, в стоимости топлива для отечественных потребителей доля НДПИ составляет порядка 30%. Именно настолько может снизиться цена на нефтепродукты при предложенной выше схеме. А расходы для пополнения бюджета попросту будут перенесены с российских потребителей на зарубежных. Это абсолютно реалистичная схема, которая позволит наиболее эффективно использовать наше преимущество в виде самообеспечения природными ресурсами.

Впрочем, судя по неуступчивой позиции Минфина, вопрос не просто обнуления НДПИ, а хотя бы возвращения системы, функционировавшей до 2018 года, не стоит. Экспортная пошлина будет обнулена с 2024 года. Это означает, что нас ожидают постоянно возникающие кризисы на топливном рынке, поскольку бесконечно увеличивать отчисления по демпферу невозможно.

Другой вариант – максимально монополизировать и огосударствить отрасль. Для этого необходимо избавиться от такого явления, как "независимые АЗС", централизовав розничную продажу топлива через считанное количество вертикально-интегрированных компаний. Они будут обязаны направлять нефтепродукты на внутренний рынок не менее определенного государством объема, а цены будет устанавливать ФАС. Частично подобную схему можно сравнить с тем, что у нас происходит в отрасли удобрений и газовом секторе.

Ситуация имеет следующую специфику. Если налоговое регулирование – исключительно прерогатива Минфина и только он может принять соответствующие решения, то функционирование рынка – это уже дело Министерства энергетики. Пойдет ли профильное ведомство и вице-премьер Александр Новак на такую своеобразную реформу? Судя по последним новостям можно сделать вывод, что, частично, да. А, именно, по обязательству компаний продавать на внутренний рынок не меньше определенных объемов.

Правда я сомневаюсь, что подобная схема гарантирует результат на долгосрочной перспективе. Но посмотрим.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть