742 000 человек (по численности это полноценная армия крупной державы) трудятся сегодня в государственном сегменте рынка, который называют “культурным”: театры, концертные залы, библиотеки, школы искусств и пр.
Цифра увеличится кратно, если к государственной “армии” приплюсовать “частников”: производителей теле- и кинопродукта, самозанятых художников/писателей/ блогеров. Они тоже живут за счёт государства, но не напрямую, а опосредованно, получая деньги от госканалов и госфондов по развитию музеев/кино/интернета/литературы.
Несмотря на зависимость от государства, многие из околокультурной среды к государственным институтам относятся нелояльно. Хотя “испуг” творческих “патриотов” уже испарился, а заграничная недвижимость спасена - вместо вилл в Монако давно куплены небоскрёбы в Дубае.
Антипатия и порой неприкрытая агрессия по отношению к государству вызвана волей к власти, желанием (пока не до конца осознанным) обрести политическую субъектность.
Околокультурное сообщество стремится вылупиться в отдельное сословие/синдикат/корпорацию, если точнее - в некое идеологическое “ЧВК”, которое в обход/в ущерб государству будет самостоятельно заниматься политикой.
Именно поэтому тактика “умиротворения” околокультурной среды не работает - вливание государственных денег не увеличивает градус лояльности государству. Наоборот, увеличивает мощь “культурной группировки” и повышает её значимость, помогая выйти на финальную стадию самоорганизации.
Этот процесс начался ещё в СССР. Деятели культуры постепенно отдалялись от остальных социальных групп и окукливались в независимое “сословие” через льготы и привилегии, недоступные простым смертным - писательские дачи/квартиры, звания заслуженных и народных, которые давали прибавку к пенсии и зарплате, продуктовые спецпайки и пр.
Итог - сегодня “культурная группировка” обладает серьёзными материальными ресурсами и организационными механизмами (гильдии/союзы/альянсы/ассоциации), которые при умелом управлении способны из профсоюзов быстро превратиться в мощные политические инструменты.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Что бывает, когда в стране есть “сословие”, которое не лояльно политике государства, при этом влияет на социум через создание смысловых матриц, хорошо видно на примере СССР, добиванием которого много лет занималась “интеллигенция”.
Публичные антивоенные письма ни на что не повлияли, но они вовсе не безобидны. За пацифизмом деятелей культуры маячит посягательство на одно из базовых прав государства - право объявлять войну.
“Культурная группировка” оспаривает и право государства защищать правопорядок (запрет на осуществление юрисдикции над своей территорией).
Это стало сильно заметно, когда её вожди митинговали и собирали подписи в “защиту” членов “7 студии” (Серебренников, Малобродский, Апфельбаум), оказавшихся на скамье подсудимых за хищения из бюджета.
Интересно, что наскок на государство координировался через структуру, существующую за счёт и благодаря государству. Несколько лет назад про это рассказал А. Бородин - несменяемый (лет 40 в одном кресле) худрук РАМТа.
- Когда это (СК провел обыски и аресты) случилось, это одновременно случилось с нашей Софьей (Апфельбаум- директор РАМТ), я в ТУ ЖЕ СЕКУНДУ пошёл к Калягину! Надо было видеть реакцию Калягина! МГНОВЕННО он поднял трубку и сказал, что завтра СОБИРАЕМ ЭКСТРЕННО расширенный секретариат (Союза театральных деятелей). Было потрясающее собрание! ВСЕ сказали, что этого (судебный процесс) нельзя допускать. И я сказал, что самое главное - ничего не бояться
Т.е. Союз театральных деятелей (целями заявлены развитие искусства, содействие просвещению, анализ общественного мнения по вопросам театра и пр.) в один момент превратился в силу, которая решила оспорить фундаментальное право государства: право на осуществление юрисдикции над своими гражданами и на своей территории, только потому что эти конкретные граждане - члены “культурного” сословия/синдиката.
СТД- это 77 региональных ячеек и 25+ тыс. членов, которые получают сотни миллионов из бюджета. Похожих “творческих” союзов и гильдий в стране сотни, если не тысячи.
Лидеры таких организаций владеют не только крупными управленческими структурами с региональными отделениями, но и значительными капиталами. Ещё у них есть публичность (важный ресурс в эпоху информационной войны) и “средства доставки” когнитивных боеприпасов (спектакли, теле- и кинопродукт, музыка и пр.), которые могут перепрошивать матрицы смыслов.
Всё это помогает “культурной группировке” претендовать на политическую субъектность, позволяет проявлять волю к власти.
Данная социальная группа заинтересована в переформатировании реальности под нужды своего сословия/синдиката, и это толкает её на участие в процессах феодализации/разрушения государства.
PS. Цепляет финал видео, где спикер (худрук РАМТа) рассказывает, как “культурная группировка” была шокирована, когда суд назвал “письма в поддержку” проворовавшихся "всего лишь характеристиками”.
Судя по всему, околокультурная группа идентифицирует себя в качестве очень влиятельной силы, чьи подмётные письма/положительные рекомендации в суде должны обязательно рассматриваться не иначе, как улика, доказывающая безвинность или виновность подозреваемого.
В социуме, где политическая конкуренция бесперспективна, имитируется или отсутствует, функции оппозиции, как правило, перехватывает околокультурная группа.
Отсюда растут ноги “культуры отмены”. Её порождает не кровожадность режима или испорченность нравов, а способность околокультурной группы занимать освободившуюся оппозиционную нишу. В медицине такие процессы называют викарными - уцелевшие органы берут на себя работу разрушенных.
Именно это специфическое свойство заставило древнеримского военачальника Сципиона Назику запретить строительство в Риме постоянных театров, Блаженного Августина обозвать их заразой, пострашнее чумы, а Платона заявить, что поэты должны быть изгнаны из идеального государства.
Традиционная оппозиция обычно оперирует легальным политическим инструментарием, результаты деятельности легко поддаются анализу.
Околокультурная группа, которая её замещает, использует механизмы скрытые и с трудом измеряемые: задействует сетевые “творческие” организации, горизонтальные связи и вшивает “нужные смыслы” в свои культтовары.
Подобная стратегия позволяет не только обмануть иммунитет государства, но и увеличить целевую аудиторию, ведь традиционная оппозиция вынуждена продвигать идеи с помощью аргументов и логических доводов, а её “культурные заместители” апеллируют к эмоциям и впечатлениям, т.е. манипулируют сознанием.
Несмотря на то, что околокультурная группа на определённом этапе способна замещать оппозицию, у них - противоположные конечные цели.
Традиционная оппозиция структуру власти стремится откорректировать (под интересы тех, кого представляет), но она не заинтересована в её обрушении, потому что сама является частью властной системы.
Околокультурная группа, наоборот, нацелена на уничтожение сложившейся властной системы, где ей не нашлось места.
Только крах государства позволил части советской культурной интеллигенции, нарядившейся в амплуа диссидентствующих, превратиться в миллиардеров.
И только повторение этой истории позволит её современным последователям оказаться внутри власти, а не вовне.
Комментарии читателей (2):