В США подсчитали, что за последние полтора года в Россию было возвращено активов на общую сумму в 50 млрд долларов. Отмечу, что это именно бумажная оценка, которая со временем меняется. В нашем случае – преимущественно в большую сторону, ведь отечественная прописка снимает санкционные риски, в том числе, по дивидендам, а, значит, повышает уровень капитализации компаний.
В качестве примера приведу крупнейшего производителя металлургической продукции – компанию ММК. В начале года стало известно, что основной акционер Виктор Рашников перевел материнскую компанию ММК с Кипра в город Магнитогорск. Причем, надо отметить, Рашников принял решение "прописать" компанию именно в Челябинской области, а не в "русском офшоре", в Калининграде или во Владивостоке, имеющих налоговые льготы.
В том числе благодаря этому событию (как и ввиду восстановления показателей) капитализация компании выросла с 368 млрд рублей на конец 2022 года до 574 млрд на текущий момент (+56%).
Или же возьмем VK, которая в настоящий момент проходит процедуру редомициляции (с Кипра в Калининград). На конец 2022 года капитализация составляла 98,6 млрд рублей. Сейчас – 144,4 млрд (+46,4%).
Таким образом, уже даже Запад подтвердил процесс реальной деофшоризации русской экономики, который был запущен в начале этого года.
При этом издание Bloomberg оперирует следующими формулировками:
”Кремль оказывает давление на богатейших россиян, требуя репатриации их активов из стран, которые он называет “недружественными”. Действие соглашений об избежании двойного налогообложения приостановлено, что делает непрактичным сохранение регистрации в таких местах, как Европа. Из-за России компаниям трудно выплачивать дивиденды или продавать активы организациям, зарегистрированным в таких юрисдикциях”.
При этом правовые вопросы блокировки иностранных активов также решаются. В том случае, если офшорный регулятор не выдает разрешение на перерегистрацию активов в Россию, наши регуляторные органы во внимание данную бумагу принимать не будут. Тоже Bloomberg:
БУДЬТЕ В КУРСЕ
"В августе Путин поручил правительству создать механизм, который позволит России восстановить контроль над российскими компаниями, где такой контроль осуществляется через иностранные организации и был утрачен в результате санкций”.
Если говорить о цифрах, то к настоящему моменту только в этом году в специальные административные районы в Калининграде и во Владивостоке уже переехали 115 компаний (теперь их 254 единицы). Причем, как показывает, в том числе, и информация западных СМИ, это компании крупнейшего бизнеса, имеющие активы на десятки и сотни миллиардов рублей.
При этом не все вняли призыву Владимира Путина возвращать бизнес в Россию. Есть и уклонисты, которые до сих пор надеются сохранить активы за рубежом. Среди них, к примеру, имеется бенефициар НЛМК Владимир Лисин, который перерегистрировал компании крупнейшего сталелитейного холдинга с Кипра в ОАЭ. "Швейцарско-кипрский" олигарх Андрей Мельниченко до сих пор держит компанию "Еврохим" в швейцарской юрисдикции. Впрочем, по Мельниченко Генеральная прокуратура уже работает.
Надеюсь, дело дойдет до всех, кто даже сейчас предпочитает избегать возвращения бизнеса в Россию. Во всяком случае, абсолютно правильные действия государства дают основания на это надеяться.
Комментарии читателей (0):