Опять наворотили. В чём причины подорожания топлива в России

5 сентября 2023  19:34 Отправить по email
Печать

В конце лета – начале осени цены на все виды топлива стали расти. 4 сентября в оптовом сегменте был установлен очередной рекорд. Так, цена на АИ-92 составила 64,8 тысячи рублей за тонну, на дизель – 68,3 тысячи.

В принципе, подобное было ожидаемо, ничего удивительного не произошло. Ещё в начале июня я предполагал подобный сценарий развития событий:

«К чему приведет серьезная корректировка демпфера? Вариантов несколько – рост цен на АЗС, дефицит топлива и/или снижение его качества. Выбирайте понравившийся, что называется».

Пока что реализуется первый вариант и на подходе второй.

Вообще удивительно как Россия, страна с одним из наибольших объемов добычи нефти в мире, постоянно сталкивается с мини-кризисами (а иногда и не «мини») на топливном рынке. Казалось, можно один раз выработать системный механизм и решить проблему раз и навсегда. Но, нет. Министерство финансов, которое своими постоянными изменениями налогового регулирования рынка запутало всех, даже не пытается по-настоящему разобраться в вопросе, занимаясь только латанием заплаток. Поэтому мы и дальше будем видеть нестабильность и скачкообразный рост цен на топливо.

Нынешний рост стоимости топлива является прямым следствием т.н. налогового маневра в нефтяной отрасли, который был разработан в 2018 году. Согласно плану, экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты должна постепенно обнуляться и полностью исчезнуть в 2024 году. Вместо этого заместитель Силуанова Алексей Сазанов (автор налогового манёвра) предложил повышать НДПИ.

Чем тогда думали в Минфине – непонятно. Изначально было ясно, что обнуление экспортных пошлин с повышением НДПИ вызовет значительный рост цен на внутреннем рынке, что нанесет удар по всей экономике. Это очевидный момент, который ясен студенту первого курса. Но Сазанов, видимо, в своей студенческой молодости пары прогуливал.

Проблемы, что логично, возникли сразу. Уже в 2019 году цены на топливо резко поползли вверх, в связи с чем правительству пришлось в экстренном порядке применять соответствующие меры. Был введен демпфер, суть которого заключается в следующем. В случае превышения экспортной цены на нефтепродукты над внутренней, правительство компенсирует из бюджета эту разницу. В обратном случае компенсируют нефтяники. Но, понятно, что второй вариант возможен только в экстраординарных ситуациях, которые наблюдались лишь раз – в 2020 году.

В результате введения демпфера налоговый маневр полностью лишился своего смысла. Если Сазанов предполагал в результате этой реформы обеспечить большие поступления нефтегазовых доходов, то затея не удалась. Отчисления по демпферу полностью «съели» всю выгоду для бюджета.

Посмотрим на цифры. В 2018 году, до начала налогового манёвра, нефтегазовые доходы бюджета составили 9,017 трлн рублей. В 2021 году, когда налоговый манёвр шел полным ходом, а демпфер уже существовал, доходы составили практически столько же – 9,056 трлн. Цена на Urals была сопоставимой – 70$ и 69$ соответственно. Однако в 2021 году курс рубля был слабее на 17,3% (73,66 рубля за доллар против 62,78 рубля в 2021 году). Казалось, это должно было значительно увеличить объем нефтегазовых доходов. Но, нет, отчисления по демпферу не позволили казне получить больший объем финансовых ресурсов.

В общем, затея Сазанова не только не обеспечила увеличение нефтегазовых доходов бюджета, но и привела к недополучению их значительного объема. За такой провал в важнейшем секторе экономики необходимо, конечно, увольнять. Однако Сазанов продолжает занимать должность заместителя Силуанова, а налоговый маневр продолжает реализовываться.

В 2023 году Антон Силуанов наконец-то понял, что в результате всех «донастроек» мимо бюджета проходит значительный объем финансовых ресурсов. Это, действительно, так. За прошлый год по всевозможным демпферам из казны было выплачено более 3 трлн рублей, за первые шесть месяцев этого года – ещё практически 1 трлн.

И Минфин не нашел ничего лучше кроме того, как с сентябре сократить выплаты по демпферу в два раза. Силуанов несколько месяцев назад заявил следующее:

«Разницу при высоких ценах на западе – мы компенсировали при низких ценах на западе – нефтяники доплачивали. Сейчас западных рынков нет. Стоимость нефтепродуктов на западных рынках считалась от Urals, сейчас с Urals тоже не понятно, какой там дисконт, как правильно считать. Поэтому в настоящее время демпфер, по сути дела, идет в маржу нефтепереработчиков. Маржа переработчиков сегодня – 8 тысяч рублей на тонну, раньше была меньше 2 тысяч за тонну. Если посмотреть, откуда она берется – за счет демпфера. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим».

Рассуждение верные, но только в том случае, если бы Силуанов был финансово-экономическим аналитиком, а он является Министром финансов. То есть, Минфин сам через налоговый маневр создал ту ситуацию, которую мы имеем сейчас. Хотя решение простое – отмените налоговый маневр, возвратите экспортную пошлину, которая будет защищать внутренний рынок.

Однако с сентября, как написано выше, Минфин сократил отчисления по демпферу, что ожидаемо привело к новым ценовым рекордам на топливном рынке.

Видя вновь начавшийся бардак, Минэнерго начало обсуждение возврата выплат по демпферу в полном объеме. Но тогда вновь пострадают доходы бюджета. В ведомстве Силуанова не собираются принимать предложение Минэнерго. В общем, опять началось перетягивание каната.

Выход один – возврат правил налогового регулирования нефтяной отрасли, действовавших до 2019 года. Старая система была понятной для всех участников рынка, который был защищен экспортной пошлиной. А бюджет получал необходимый объем финансовых ресурсов. Но Минфин пять лет назад зачем-то решил сломать то, что хорошо работает. Результат получился отрицательным, но полностью ожидаемым.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

KGB10
Карма: 250
06.09.2023 05:57, #49943
главная причина - выборы в следующем году. Нефть своя, перерабатывающие ресурсы свои, ещё бы управленцев поменять на своих.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть