Чуть более месяца назад Россия вышла из так называемой «зерновой сделки». Решение было абсолютно правильным, хоть и сильно запоздавшим. Изначально в зерновой сделке не было для нас абсолютно никакого смысла.
Даже если бы те условия, которые ставила Россия, были бы выполнены, то, всё равно, итог данной затеи был бы весьма сомнительным. Напомню пункты, которые Западом были в очередной раз успешно проигнорированы.
Это снятие всех санкций и препятствий с экспорта российской сельскохозяйственной продукции, разблокировка наших удобрений, застрявших в европейских портах и обеспечение их бесперебойного экспорта, возобновление работы аммиакопровода Тольятти – Одесса, переподключение «Россельхозбанка» к SWIFT и ряд других пунктов.
За прошедшие месяцы я так и не нашел ответа на вопрос, для чего нам было необходимо всё указанное выше. Конечно, санкции на первом этапе значительно осложнили, в том числе, и сельскохозяйственный экспорт. Однако наши компании, нужно это отметить, в кратчайшие сроки смогли найти решения и закрыть все проблемные вопросы. Решился вопрос и с финансовой инфраструктурой, и с фрахтом, и со страхованием. Никаких стратегических трудностей в настоящий момент нет.
Выполнение Западом поставленных Россией условий могло в очередной раз сыграть с нами злую шутку. Это означало бы возвращение ситуации взад. Для чего нам SWIFT, аммиакопровод, страхование лондонскими компаниями и т.д., когда мы уже живем в совершенно другой реальности?
Да, по зерновой сделке можно было найти при желании и другие аргументы. Например, поддержку Эрдогана в ходе предвыборной компании или же налаживанием дипломатических отношений с африканскими странами. Всё это, конечно, важно. Но вопрос в том, какой ценой достигается подобное.
А цена не в нашу пользу. За год работы зерновой сделки наш противник заработал практически 10 млрд долларов. Насколько серьезная сумма – пусть каждый решает для себя сам. На мой взгляд – весьма существенная.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 01.09.23 Reuters: глава ООН направил Лаврову «конкретные предложения» по зерновой сделке
- 30.08.23 Главы МИД России и Турции проработают параметры альтернативы «черноморской сделки»
- 29.08.23 Путин и Эрдоган могут обсудить зерновую сделку в Сочи 4 сентября
- 28.08.23 Подоляк: попытки Турции договориться с Россией выглядят унизительно
Не буду сейчас повторять тот факт, что зерно из Украины проходило мимо беднейших государств. Это и так все знают. Обозначу конкретные цифры, чего и сколько теряет наш противник в результате завершения действия зерновой сделки.
В наступившем сельскохозяйственном сезоне предполагалось экспортировать из региона порядка 55-57 млн тонн зерна и пищевых масел. Это примерно на 6-8 млн тонн больше, чем в сезоне 2022/23. Однако 3/4 от данного объема (около 40 млн тонн) может быть так и не вывезено в направлении других государств. Цифра, естественно, приблизительная, но, при этом, весьма существенная.
Пропускная способность инфраструктуры через сухопутные границы составляет всего лишь 15-16 млн тонн. Плюс что-то наверняка получится переправить через дунайские порты. Однако здесь вопрос, насколько интенсивно будут наносится удары по портовой инфраструктуре Рени, Измаила и т.д.
Помимо объема важным является вопрос цены. Если экспортировать зерно через дунайские порты, то стоимость пшеницы составляет порядка 160 долларов за тонну, кукурузы – ещё меньше. В момент действий зерновой сделки цена составляла порядка 200 долларов.
Но весь эффект от прекращения действия зерновой сделки проявится осенью. Тогда будут окончательно понятны объема сбора урожая, который будет некуда вывести. Это означает, что предприятия АПК не получат оборотные средства для проведения новых посевных работ. Уже сейчас площади под посев озимой пшеницы сокращаются примерно на 30%.
Разумеется, всё это не обрушит экономику противника. Тылом у них выступает весь Запад. Однако ряд серьезных проблем, на которые будет необходимо отвлекать ресурсы, создаст. И только ради этого нужно было выходить из зерновой сделки гораздо раньше.
Комментарии читателей (0):