Сильные позиции реального сектора являются базовым условием активного развития всей экономики. Несмотря на развал промышленности в 90-е годы, стагнацию 00-х и точечные успехи 10-х, русский индустриальный сектор сохраняет существенный потенциал. Главное – имеется стартовая база, отталкиваясь от которой можно выйти как на экстенсивные, так и на интенсивные темпы роста.
Опорный каркас русской промышленности был сформирован в 1930-е годы в ходе сталинской индустриализации. С тех пор, преимущественно, шла его корректировка, которая подстраивалась под актуальные нужды. Да, появлялись новые отрасли вроде космической или телекоммуникационной. Однако базис во многом остается неизменным.
К сожалению, уже начиная с 60-х годов началась его постепенная деградация, высшая точка в виде резкого схлопывания промышленности пришлась на 90-е годы.
Основная суть заключалась в полном отсутствии промышленной политики, которая подразумевает не просто поддержание уровня индустриального развития на текущем уровне с точечными успехами в отдельных отраслях, а фронтальное развитие реального сектора. Создание нового опорного каркаса.
С 2014 года такой каркас в сельском хозяйстве был успешно создан. На это потребовалось порядка 5 лет. Государство начало заниматься агропромом, выполняя координирующую функцию, а не списывая успехи и неудачи на «законы рынка». В результате мы получили выход на полную продовольственную безопасность, а также наращиваем объемы экспорта (по 2022 году – 41,5 млрд долларов).
Да, в сельском хозяйстве остается ряд проблемных вопросов, как, например, обеспечение отрасли собственным семенами. Однако это уже точечная настройка отдельно взятых сегментов. А вот опорный каркас АПК был сформирован.
С промышленностью дело обстоит, естественно, не так просто. По сравнению с тем же сельским хозяйством это более сложный сектор, включающий в себя сотни отдельных отраслей, которые, в свою очередь, завязаны на свои производственные цепочки. И в полуручном режиме государству такой объем отрегулировать непросто.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Однако смысла переходить в ручной режим управления нет. Важно не контролировать работу каждого конкретного предприятия (за исключением крупнейших), а перейти к фронтальному развитию, сформировать промышленную политику. Подобное решение было принято в 2022 году.
В сектор наконец-то пошли государственные деньги в достаточном для первого этапа объеме. Правительство взяло за основу принцип «ёлочки», когда активная поддержка наиболее крупных и высокотехнологичных отраслей генерирует мультипликативный эффект, расползающийся вниз по всей производственной цепочке.
В качестве примера подобных отраслей можно привести химическую промышленность, транспортное машиностроение, радиоэлектронику, станкостроение, производство оборудования для нефтегазовой отрасли и т.д.
И, конечно, огромный эффект даёт ВПК. Наивно полагать, что работа комплекса - сугубо производство БМП или танков. ВПК является одной из наиболее высокотехнологичных сфер, развитие которого влечет рост выпуска радиоэлектронной продукции, станков, ПО и многого другого, что позволяет предприятиям наращивать и производство гражданской продукции.
В новой промышленной политике правительство руководствуется следующими принципами:
● Установление целевых показателей выпуска конечной продукции
● Обеспечение предприятий финансовыми средствами не только в моменте, но и в среднесрочной перспективе
● Обеспечение и формирование спроса на конечную продукцию
Таким образом, вполне обоснованно можно говорить о появлении в промышленности прообраза государственного плана. Но, сразу следует отметить, что он существует пока что только для крупнейших индустрий и только для конечной продукции. Однако на первом этапе это вполне логично.
При этом, правительство активно использует метод отраслевого баланса, отслеживая в реальном времени показатели выпуска предприятий, сбыт их продукции и обеспечение финансовыми ресурсами. Например, когда в конце прошлого – начале этого года возникли проблемы со спросом на сельскохозяйственную технику, были оперативно без многомесячных согласований выделены дополнительные средства по программе #1432.
В результате по итогам полутора лет новой промышленной политики мы можем видеть следующие результаты. Рост выпуска за первые шесть месяцев 2023 года составил 2,6%. Однако следует смотреть конкретно на обрабатывающую промышленность, поскольку общий показатель тянет вниз нефтегаз (высокая база прошлого года из-за аномальных цен на углеводороды). Так, обрабатывающая промышленность выросла на 6,2%.
Конечно, свою роль в этом сыграла низкая база первого полугодия 2022 года, когда падение в ряде отраслей составило десятки процентов. Однако если сравнивать с первым полугодием докризисного 2021 года, то к настоящему моменту рост выпуска в обрабатывающей промышленности составил 7,4% к уровню двухлетней давности.
Здесь важно отметить, что происходит подобное исключительно за счет внутреннего спроса. Не люблю термин «импортозамещение», но именно это сейчас и имеет место. Рост на 2/3 обеспечен «оборонкой» и на 1/3 внутренним потреблением. Но, как я писал выше, интенсивное развитие ВПК генерирует огромный мультипликативный эффект и в конечном счете всё равно приводит к развитию гражданских секторов. Не даром сейчас американцы пытаются решить свои проблемы в реальном секторе в первую очередь за счет ВПК.
Если смотреть разбивку по отраслям, то особо выделить необходимо следующие:
● Машиностроение +14,1%
● Компьютерное и электронное оборудование +30,4%
● Электрическое оборудование +22%
● Транспортные средства (без учета автомобилей) +22,1%
● Станкостроение +35%
● Химическая промышленность +1,5%
● Легкая промышленность +4,8%
В минусе остаются автопром, лесопромышленный комплекс, фармацевтика, которые до сих пор не восстановились с конца 2021 года. Впрочем, темпы здесь имеются неплохие, пик кризиса был пройден в прошлом году.
Таким образом, мы можем констатировать проведение полноценной индустриализации 2.0. Создается совершенно новый опорный каркас в промышленности, который приходит на смену старому, появившемуся ещё 90 лет назад. Однако основная проблема, которая стоит перед сектором - даже не финансовый вопрос или же технологическая база. Всё это у нас в большей или меньшей степени имеется.
Главная проблема – высококвалифицированные кадры. За год-два их не подготовишь, а количество профильных образовательных учреждений не позволяет рассчитывать кратное увеличение необходимых специалистов даже в среднесрочной перспективе.
И здесь правительству необходимо всерьез думать и принимать соответствующие решения. Иначе амбициозные проекты автоматизации и роботизации производств, роста производительности труда не смогут быть выполнены в достаточном объеме.
Комментарии читателей (0):