ШОС: новые границы – новые задачи

3 августа 2023  20:53 Отправить по email
Печать

Расширение ШОС в сторону Римленда имеет стратегическое значение, так как со времён холодной войны американская стратегия внешней политики по отношению к Хартленду заключалась в расположении военных баз США и появлении лояльных режимов на территории Римленда. Подобная политика вписывается в план «анаконды», подразумевающий контроль и удушение территории Хартленда. Соответственно, интеграция стран Римленда в ШОС – это формирование пояса дружественных государств. Об этом пишет политолог, заместитель декана Факультета социальных наук и массовых коммуникаций по международному сотрудничеству (Финансовый университет при Правительстве РФ) Дарья Осинина в статье для Валдайского клуба.

4 июля 2023 года в виртуальном формате состоялся XXIII саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) под председательством премьер-министра Индии Нарендры Моди. Главной темой стало официальное вступление Ирана в ШОС. Кроме того, Республика Беларусь подписала меморандум об обязательствах по присоединению к организации, что фактически запустило процедуру её вступления в ШОС в ближайшее время.

В 2022 году были подписаны меморандумы о предоставлении статуса партнёров ШОС по диалогу трём арабским странам – Арабской Республике Египет, Королевству Саудовская Аравия и Государству Катар. Решение о предоставлении подобного статуса ещё пяти странам – Королевству Бахрейн, Мальдивской Республике, Государству Кувейт, Объединённым Арабским Эмиратам и Республике Союз Мьянма – было принято по итогам Самаркандского саммита. О чём свидетельствует подобное расширение и на какой статус претендует ШОС в системе формирующегося многополярного миропорядка?

Новые контуры альянса

Анализируя новые границы ШОС, невольно наталкиваешься на мысль, что они всё больше вписываются в концепцию геополитической карты мира английского учёного Хэлфорда Макиндера, описанную в его работах «Географическая ось истории» (1904) и «Демократические идеалы и реальность» (1919). Сегодняшние контуры альянса полностью покрывают территорию так называемого Хартленда, охватывающую бассейны рек Северного Ледовитого океана, а также Каспийское море и исторический торговый коридор Шёлкового пути. Однако объявленное расширение ШОС выходит на границы Внутреннего полумесяца – территории, способной контролировать ведущие морские коммуникации, среди которых Суэцкий канал, Новый Суэцкий канал, выходы к Красному и Средиземному морям. Иными словами, на пространстве ШОС формируются контуры нового макрорегиона, через который проходят международные коридоры «Север – Юг» и «Восток – Запад», а также ключевые водные артерии.

Важность такого расширения с точки зрения классической геополитики связана с сочетанием мощи сухопутных и морских держав, контролем суши и моря. Именно Макиндеру принадлежит знаменитая формула геополитики, ставшая основой для многих последующих концепций, в том числе концепций Генри Киссинджера и Збигнева Бжезинского: «Кто владеет Хартлендом, тот владеет Мировым островом, кто владеет Мировым островом, тот владеет миром». Однако если Макиндер в большей степени анализировал баланс Хартленда и Внешнего полумесяца на геополитической карте мира, то его последователь, американский учёный Николас Спайкмен, вывел обновлённую формулу геополитики, подчеркнув особое значение стран Внутреннего полумесяца, именуемых в его концепции Римлендом: «Тот, кто доминирует над Римлендом, доминирует над Евразией; тот, кто доминирует над Евразией, держит судьбу мира в своих руках». Расширение ШОС в сторону Римленда имеет стратегическое значение, так как со времён холодной войны американская стратегия внешней политики по отношению к Хартленду заключалась в расположении военных баз США и появлении лояльных режимов на территории Римленда. Подобная политика вписывается в план «анаконды», подразумевающий контроль и удушение территории Хартленда. Соответственно, интеграция стран Римленда в ШОС – это формирование пояса дружественных государств.

Конечно, к классическим концепциям геополитики можно относиться по-разному, среди современных исследователей-международников есть и те, кто считает их устаревшими. Однако история XX и начала XXI века доказывает, что Евразия оставётся центром глобальных политических процессов и что именно от расстановки сил на континенте зависит геополитическая карта мира.

На пути к SECURE ШОС

Именно так звучит основная тема прошедшего саммита. Несмотря на то, что Нью-делийский саммит больше, чем предыдущие, затрагивал экономическую тематику, вопросы безопасности по-прежнему остаются в приоритете для стран – членов организации. Об этом свидетельствует подписанная по итогам саммита Нью-делийская декларация.

Как и в предыдущей, Самаркандской декларации, вопросы безопасности сводятся к пяти ключевым аспектам:

  • совместной борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом и наркоторговлей, воспрепятствованию вмешательству во внутренние дела государств под предлогом противодействия терроризму и экстремизму;

  • сохранению космического пространства свободным от оружия любого вида и исключительно мирному использованию космоса;

  • запрету разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и их уничтожению как одной из опор архитектуры глобальной безопасности;

  • запрету разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожению в качестве эффективного инструмента в сфере разоружения и нераспространения;

  • урегулированию ситуации в Афганистане как одному из важнейших факторов сохранения и укрепления безопасности и стабильности на пространстве ШОС;

  • цифровой безопасности и равным для всех стран правам на регулирование сети Интернет, суверенному праву государств на управление ей в своём национальном сегменте.

Несмотря на то, что большинство пунктов Декларации, посвящённых вопросам безопасности, дублируют решения прошлогоднего саммита, в 2023 году они имеют новую наполненность. За последние десять месяцев большинство членов ШОС столкнулись с внутренними вызовами, которые влияют на общую стабильность в регионе. К примеру, лидер КНР Си Цзиньпин в своём выступлении на полях саммита отметил среди угроз региональной безопасности попытки организации «цветных революций». Достаточно вспомнить, что Китай в ноябре 2022 года столкнулся с технологиями «цветных революций», когда на заводе в Чжэнчжоу, аффилированном с американской компанией Apple, вспыхнула крупная забастовка, спровоцированная задержкой зарплат. Достаточно быстро социально-экономические лозунги трансформировались в политические, с требованиями отставки переизбранного в октябре 2022 года на третий срок Си Цзиньпина.

Экономический вектор ШОС

Экономическая программа ШОС в Декларации подчёркивает приверженность постепенному увеличению доли национальных валют во взаимных расчётах. Подобная политика дедолларизации характерна и для БРИКС, куда из стран ШОС входят Россия, Индия и Китай. Её первичные результаты демонстрируют увеличение доли российской валюты в экспортных операциях со странами ШОС – к 2023 году более 40% сделок осуществляется в рублях. А доля российских внешних операций в долларах и евро по итогам 2022 года сократилась с 90% до 48%.

На прошедшем саммите прозвучал тезис о необходимости формирования финансовых институтов в лице банка развития и фонда развития ШОС. Несмотря на то, что данная инициатива не является новой (впервые её предложили Китай и Россия более десяти лет назад), востребованность создания собственных финансовых институтов в рамках организации приобретает сегодня иное значение. Так, в рамках прошедшего саммита члены ШОС отметили отсутствие крупных проектов, реализованных под её эгидой. Конечно, подобные заявления фактически анонсируют трансформацию альянса и отход от первоначальных задач обеспечения безопасности в регионе. Однако заявленное в 2022 году сопряжение проектов Евразийского экономического союза, «Пояса и пути» и ШОС демонстрирует намерение развивать экономический трек организации.

В то же время анонсированная Стратегия экономического развития ШОС на период до 2030 года оказалась камнем преткновения для членов организации. Данный документ не стала подписывать Индия. Несмотря на отсутствие публичных заявлений, вероятной причиной является рост позиций Китая в ШОС и активное продвижение китайских инициатив. Наиболее острой темой мог стать вопрос продвижения китайско-пакистанского экономического коридора в рамках геоинициативы «Пояс и путь». Не стоит забывать и об эскалации конфликта на китайско-индийской границе в 2020 году. Значит ли это, что внутренние противоречия дестабилизируют ШОС или могут стать причиной её распада?

Конечно, ШОС, как и любая другая организация, обладает внутренними противоречиями, ибо она объединяет страны, имеющие исторические претензии друг к другу. Нельзя рассчитывать и на то, что внутренние противоречия удастся сгладить принудительно, так как в ШОС нет страны-лидера и отсутствует жёсткая вертикаль. Скорее можно говорить о странах, составляющих ядро ШОС.

В то же время, анализируя текущий состав альянса и анонсированное расширение, можно охарактеризовать ШОС как зонтичную организацию, под эгидой которой страны объединяются для представления интересов в тех областях и на таком уровне, где совместные действия более эффективны.

Планируемое расширение ШОС является свидетельством политической солидарности будущих членов альянса относительно пересмотра глобальных «правил игры» и формирования справедливого многополярного миропорядка.

Однако налицо интересный момент, который стал заметен после озвученного решения Саудовской Аравии, – к альянсу начинают присоединяться не только незападные центры силы, но и те, кто не доволен своим статусом в рамках западной коалиции или стремится его пересмотреть. Иными словами, расширение ШОС и БРИКС в сторону таких акторов, как Саудовская Аравия, в условиях текущей турбулентности демонстрирует политический раскол в странах Запада и желание некоторых игроков пересмотреть свой статус или диверсифицировать свои политические активы. Помимо прочего, увеличение расчёта в национальных валютах вписывается в предложенный Владимиром Путиным в рамках VI Саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) 13 октября 2022 года пересмотр мировой финансовой системы. То есть намечается классическая перестройка архитектуры миропорядка, при которой происходит не только трансформация или замена международных институтов, но и смена финансового центра. В этом смысле ШОС, которая объединяет четверть мирового ВВП и 15% от общего объёма мировой торговли, может содействовать ослаблению доллара на мировом финансовом рынке.

Не стоит забывать, что архитектура каждого нового миропорядка формируется в период турбулентности, так как, помимо сражения на поле боя, стороны договариваются о правилах нового мира. К примеру, контур Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений начал формироваться в 1944 году с Бреттон-Вудской конференции, заложившей основы финансового порядка. Идущие сегодня процессы расширения ШОС и БРИКС в условиях кризиса ООН и G7 формируют архитектуру нового мирового порядка. Причём расширение в сторону стран Западного альянса демонстрирует парадигму нового мира – основой взаимодействия станет взаимовыгодная торговля и приверженность принципам многополярности.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть